Размер шрифта
-
+

Доверься себе, или Как сохранять спокойствие и уверенность в любых обстоятельствах - стр. 12

Убеждения часто являются лишь поверхностной страховкой, особенно если наши идеи не имеют под собой реальных оснований. Суждения «уверенного в себе» Альбера служат ему фундаментом. Если ему придется по воле случая от них отказаться, он рухнет! Экстремисты всех мастей должны верить в непогрешимость своей догмы, политической или религиозной. Эта иллюзия непогрешимости дает им чувство безопасности, которого им в действительности не хватает.

Родители доверительно говорили мне: «Если мы что-то говорим своим детям, мы придерживаемся этого, даже если новая информация дает основания полагать, что мы можем быть не правы. Мы также следим за тем, чтобы в том, что мы оба говорим, не было расхождений. Для того чтобы доверять нам, наш ребенок должен чувствовать, что мы последовательны в своем отношении к нему. Дети должны верить в непогрешимость родителей, иначе они больше не станут нас слушать». Такая позиция выражает всю неуверенность этих родителей – неуверенность, которую дети, более чувствительные, чем родители, если не осознают, то непременно чувствуют. Увы, эта воспитательная догма встречается на каждом шагу. Ее можно было бы счесть жалкой, если бы она не была столь разрушительной.

Как дети могут доверять родителям, которые лгут им только ради того, чтобы сохранить свою власть? Признание своих ошибок – гораздо более «последовательная» позиция, которая позволяет ребенку не только сохранять огромное доверие к своим родителям, но и помогает ему выстраивать собственную уверенность в себе, предоставляя ему возможность удостовериться в том, что его «ощущения правильны», когда он сталкивается с неким несоответствием.

Кто из нас не смотрел с сожалением на человека, замкнувшегося в своих измышлениях, желая уйти от реальности? Человек, действительно уверенный в себе, не боится информации, которая опровергает его мнение. Он слушает, сомневается, ищет, он способен изменить свое мнение. Его отзывчивость – проявление не слабости, но истинного интеллекта. Вместо того чтобы отстаивать свое «мнение», он взыскует истины. Впрочем, не цепляясь за нее, ибо ему известно, что новая информация вполне может вновь все перевернуть.

Размышлять – значит сомневаться, искать, а не знать.

Слишком быстрое принятие решений свидетельствует не о проявлении интеллекта, но о подчиненности силе инерции[2].

Видимо, не случайно наименее уверенным в себе оказывается тот очкастый паренек, который во все вникает, кто знает больше других, кого считают в классе «умником». То есть чуткий, одаренный, опередивший других в развитии, одновременно самый интровертный и самый осведомленный о своем окружении, самый внимательный к тому, что вокруг происходит, и к последствиям происходящего – одновременно и самый робкий; тузу не свойственно сомневаться – он бьет.

Страница 12