Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды
1
Родина. 2001. № 12.
2
Знание – сила. 2014. № 1.
3
Костромская старина: историко-краеведческий журнал. Кострома: Гос. архив Костром. обл., 1997. № 9.
4
Вяземский П. А. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1986. С. 272, 273.
5
Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003.
6
Лурье М. Л. Дорога без обочин // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 334–335.
7
Головнёв А. В. Антропология движения: (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН, 2009; Матвеев А. В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья: (XIX – первая треть XX в.). Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд. дом «Наука», 2010; Борисов Н. С. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Мол. гвардия, 2010.
8
См., например: Randolph J. W. The Singing Coachman or, The Road and Russia's Ethnographic Invention in Early Modern Times // Journal of Early Modern History. 2007. Vol. 11. № 1–2. P. 33–61; Шифрин Б. Ф. «Бездорожье» как русский культурный феномен // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 172–176 (правда, этот загадочный текст, написанный кандидатом физико-математических наук, – безжалостное к читателю технократическое умничанье, вовсе обходящееся без какой-либо конкретики).
9
Из последних по времени мнений об этом высказывании ср. реплику В. А. Кошелева, который предположил, что оно (если не по форме, то по смыслу) может восходить к А. С. Пушкину, который «воспринимал эти беды “неразъединённо”» (Кошелев В. А. «Авось, дороги нам исправят…»: о семантике «десятой главы» «Евгения Онегина» // Русская литература. 2011. № 2. С. 113–114). Видимо, разгадка сделана К. В. Душенко, согласно наблюдениям которого (несколько неожиданным), слова эти именно в такой форме принадлежат модному писателю М. Н. Задорнову, часто выступавшему со своими монологами на эстраде. В конце 1980-х гг. он с успехом читал монолог «Страна героев» (напечатанный в 1989 г.). Там Задорнов ссылался на Н. В. Гоголя. Однако Гоголь такого не писал, ссылка же была нужна подцензурному советскому сатирику в качестве охранной грамоты, чтобы придать этой мысли авторитетность (Душенко Константин. Дураки и дороги // Читаем вместе: навигатор в мире книг. 2013. № 6. С. 37).
10
Залыгин С. П. Санный путь: рассказ // Залыгин С. П. Собр. соч.: в 6 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. С. 595–606.
11
Громов Д. В. «Вы меня не ждите…»: что фиксируется на современных могильных памятниках // ЖС. 2010. № 1. С. 30–33.
12
Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: сб. ст. / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 248–251.
13
Левкиевская Е. Е. Дорога // СД-2. С. 124.
14
Невская Л. Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // Структура текста / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1980. С. 230. См. также: Её же. Балто-славянское причитание: реконструкция семантической структуры. М.: Наука, 1993. С. 59.
15
Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. С. 40–43. См. об этом: Громов Д. В. «Вы меня не ждите…»: что фиксируется на современных могильных памятниках // ЖС. 2010. № 1. С. 32–33; Майоров М. В. Некротопоним как новый термин в ономастике // РР. 2010. № 4. С. 91, 92; Адоньева С. Символический порядок. СПб.: Пропповский центр: Амфора; ТИД Амфора, 2011. С. 112–113; Соколова А. Д. Памятные знаки на местах автомобильных аварий: культурная инновация или новая форма для реализации традиционных представлений в современных условиях? // Мифологии «живые» и книжные: программа и материалы [XI Международная школа по фольклористике и культурной антропологии. Москва – Переславль Залесский. 29 окт. – 6 нояб. 2011 г.] / сост. А. С. Архипова, Н. В. Коптев, С. Ю. Неклюдов. М.: Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ, 2011. С. 26–30; Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Памятные знаки на местах автомобильных аварий // ЭО. 2013. № 2. С. 150–164.
16
См.: Элиаде М. Мифологии смерти: введение // Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. С. 76.
17
Башляр Г. Вода и грёзы: опыт о воображении материи. М.: Изд-во гуманитарной лит., 1998. С. 112. Это из главы «Комплекс Харона. Комплекс Офелии».
18
Красиков М. М. Мотив дороги в традиционной народной культуре украинцев // Культурное пространство путешествий: материалы науч. форума. 8–10 апр. 2003 г. / ред. – сост. Е. Э. Сурова. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 68.
19
Геннеп А. ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: Восточная лит., 1999. С. 146.
20
Красиков М. М. Указ. соч. С. 68.
21
Максимов С. В. Крылатые слова. М.: ГИХЛ, 1955. С. 76–78; Русский демонологический словарь / авт. – сост. Т. А. Новичкова. СПб.: Петербургский писатель, 1995. С. 475–476; Амосова С. Н. Народные представления о Мокоши и св. Параскеве-Пятнице как покровительницах «иного мира» // Актуальные проблемы истории: сб. ст. / отв. ред. В. Т. Юнгблюд. Киров: ВятГПУ, 2000. С. 87–90.
22
Коршунков В. А. Почему Масленица в Ростов ездила? // РР. 1998. № 4. С. 97–102.
23
Страхов А. Б. О пространственном аспекте славянской концепции небытия // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора: тез. и предварит. материалы к симпозиуму / редкол.: Вяч. Вс. Иванов [и др.]. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1988. Ч. 1. С. 92–94.
24
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. Т. 2. С. 155; см. также: 1956. Т. 1. С. 473.
25
Петрухин В. Я. Конь // СД-2. С. 590–594. О дороге и о коне в связи с похоронами см. также: Чистяков В. А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX–XX вв. // Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В. К. Соколова. М.: Наука, 1982. С. 118–119. Специалист по мордовскому фольклору А. И. Маскаев счёл нужным заметить: П. Г. Богатырёв в беседе с ним высказал мнение, что, по старинным славянским представлениям, лошадь считалась поганым животным (Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. С. 258).
26
Мусин А. Е. Milites Christi: воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. С. 187–191.
27
Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда: археолого-этнографическое исследование. М.: Тип. О. О. Гербек, 1890. С. 1–71. См. также: Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV веках: погребальный обряд и христианские древности. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 2002. С. 84–87.
28
Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. С. 350.
29
Петрухин В. Я. Сани // СД-4. С. 541.
30
Толстая С. М. Погребальный обряд // Там же. С. 87.
31
Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь: ок. 6000 фразеологизмов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. С. 339–340, 622.
32
Загоскин М. Н. Вечер на Хопре: отрывок из одного русского романа // Загоскин М. Н. Соч.: в 2 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 2: Комедии; проза; стихотворения; письма. С. 325–326.
33
См.: Фрейман Н. Придорожная часовня – пережиток древнего «погребения на столбах на путях» // Советская этнография. 1936. № 3. С. 86–92; Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: очерк русской монументальной ставрографии. М.: Древлехранилище, 2000. С. 72–75.
34
Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. Т. 2: Демонологизация умерших людей / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. С. 443–445.
35
Цветаева М. И. Соч.: в 2 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 1: Стихотворения, 1908–1941; Поэмы; Драматические произведения. С. 44.
36
Мандельштам О. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1973. № 74.
37
Романов М. И. Ребёнок северной деревни в фольклоре и быте / публ. A. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. СПб.: Наука, 2006. Вып. 6 / отв. ред. Е. А. Костюхин. С. 99.
38
Короленко В. Г. Собр. соч.: в 5 т. Л.: Худож. лит., 1990. Т. 4: История моего современника. Кн. 1–2. С. 29–30.
39
Краткие очерки уездов Вятской губернии / сост. Н. Романов. Вятка: Печатня А. А. Красовского, 1875. Вып. 1. Уезды: I Слободской, II Глазовский, III Сарапульский и IV Елабужский. С. 219.
40
Топоров В. Н. Указ. соч. С. 259–262.
41
Коршунков В. А. Свадьбы леших и лешачьи тропы: мифологические особенности народной «культуры пути» // Сквозь границы: культурологический альманах / гл. ред. Н. И. Поспелова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. Вып. 5. С. 290–295.
42
Косарев М. Ф. О Валерии Николаевиче Чернецове – учёном и человеке // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири: тез. докл. X Западносибирского археолого-этнографического совещания памяти B. Н. Чернецова / отв. ред. Л. А. Чиндина. Томск: Томск. гос. ун-т, 1995. С. 14. В более поздней своей статье о В. Н. Чернецове Косарев также привёл этот колоритный рассказ. Реплика Чернецова в позднейшем варианте – более развёрнутая: «Как только встретите людей в тёмном, с закрытыми лицами, идущих в северном направлении, сразу сворачивайте в сторону». Надо заметить, что, судя по свидетельствам Косарева, Чернецов вообще был склонен к шаманско-языческому мировосприятию, свойственному обским уграм (Косарев М. Ф. Валерий Николаевич Чернецов: учёный, человек, учитель (1905–1970) // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти Валерия Николаевича Чернецова: сб. ст. / отв. ред. М. Ф. Косарев. М.: Изд-во «Таус», 2006. С. 6–16).
43
Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. С. 57–58.
44
Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. С. 62.
45
Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 1: Записки охотника. С. 426.
46
Пелевин В. Бубен верхнего мира // Проза новой России: в 4 т. / сост. Е. Шубина. М.: Вагриус, 2003. Т. 3. С. 104.
47
Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания: по сибирским археолого-этнографическим материалам. М.: Ладога-100, 2003. С. 98, 101–102.
48
Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания: по сибирским археолого-этнографическим материалам. М.: Ладога-100, 2003. С. 98.
49
Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Ин-т языка, литературы и истории Коми науч. центра УрО РАН, 1996. С. 69–70.
50
Голубкова О. В. Снежный человек в легендах и быличках обских коми: новый образ «лесной нечисти» в современных социокультурных условиях // Сибирский сборник–4: грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры: памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой / отв. ред. В. Н. Давыдов, Д. В. Арзютов. СПб.: МАЭ РАН, 2014. C. 322–323.
51
См.: Загребин А. Удмуртская охота: к проблеме трансформации идеи и технологии // Финно-угроведение. 2004. № 1. С. 9.
52
Пришвин М. М. В краю непуганых птиц: очерки Выговского края // Пришвин М. М. Избранное. М.: Правда, 1977. С. 108. Интересно, что когда много лет спустя, в 1935 г. Пришвин побывал в другом месте Русского Севера – на Пинеге, то в его дневнике появились записи о путике медведя и путике человека (Его же. Дневники: 1932–1935. СПб.: ООО «Изд-во “Росток”», 2009. С. 733–735).
53
Левкиевская Е. Е. Дорога // СД-2. С. 128–129.
54
Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. СПб.: Изд-во «Маматов», 2011. С. 128–129, 158–159.
55
Крашенинникова Ю. А. Межжанровые связи в мифопоэтическом содержании фольклорных текстов (свадебные приговоры-заговоры) // ТК. 2009. № 1. С. 33–34.
56
Жуйкова М. Происхождение выражения туда и дорога! и славянские народные представления о двух видах смерти // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 267–276. См. ещё: Её же. Заколдованный круг // ЖС. 2003. № 2. С. 16–19; Её же. Динамiчнi процесi у фразеологiчнiй системi схiднослов'янських мов. Луцьк: Волинський державний унiверситет iм. Лесi Українки, 2007. С. 245–304. См. также уточнения С. М. Толстой: Толстая С. М. «На кривой не объедешь»: фразеологизмы в контексте культуры // ЖС. 2008. № 2. С. 54–55; Её же. Кривой // Толстая С. М. Пространство слова: лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: Индрик, 2008. С. 288–289. О выражении «туда и дорога!» см. также: Невская Л. Г., Николаева Т. М., Седакова И. А., Цивьян Т. В. Концепт пути в фольклорной картине мира (от Балтии до Балкан) // Славянское языкознание. XII Междунар. съезд славистов. Краков, 1998: докл. рос. делегации / отв. ред. О. В. Трубачёв. М.: Наука, 1998. С. 448.
57
ЛАА. Зап. в 2007 г. от И. А. Василевской (1970 г. р.), уроженки и жительницы г. Кирова (Вятки), с отсылкой к детским воспоминаниям москвички А. Чижовой.
58
Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: эпистолярный дневник 1838-1886 гг. с предисл., коммент. и воспоминаниями А. Ф. Аксаковой: в 3 т. / сост., подгот. текста, примеч. Т. Ф. Прокопова. М.: Рус. книга, 2003. Т. 1: Письма 1838-1849 гг. С. 33.
59
Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники // Аксаков С. Т. Собр. соч.: в 4 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 1. С. 326.
60
Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 2: Рудин. Дворянское гнездо. С. 198, 199.
61
Толстой Л. Н. Метель: рассказ (1856) // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Сер. 1: Произведения. М.; Л.: ГИХЛ, 1932. Т. 3: Произведения 1852–1856 гг. С. 128.
62
Короленко В. Г. Записная книжка. 1879. Горький: Краевое изд-во, 1933. С. 93.
63
Мамин-Сибиряк Д. Н. Из далёкого прошлого: воспоминания // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 8 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 8: Рассказы, очерки, легенды. Путевые заметки, статьи, воспоминания. Избранные письма. 1870–1912. С. 521.
64
Наша общественная жизнь // Современник. 1864. Т. 100. Ч. 1–2 (Янв. – февр.). Отд. 2. С. 203–204.
65
Иван Сергеевич Аксаков в его письмах… Т. 1. С. 33.
66
Вяземский П. А. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1986. С. 389.
67
Вяземский П. А. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1986. С. 214–215.
68
Вяземский П. А. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1986. С. 225.
69
Вяземский П. А. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1986. С. 272.
70
Слепцов В. А. Владимирка и Клязьма // Слепцов В. А. Соч.: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 1. С. 239.
71
Слепцов В. А. Владимирка и Клязьма // Слепцов В. А. Соч.: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 1. С. 240–241.
72
Макарова В. Ю. Поп – мужик или баба? // АБ – 60: сб. ст. к 60-летию А. К. Байбурина / ред.: Н. Б. Вахтин и Г. А. Левинтон при участии В. Б. Колосовой и А. М. Пиир. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2007. (Studia Ethnologica: тр. факультета этнологии. Вып. 4). С. 421–434.
73
Короленко В. Г. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. С. 71.
74
Его же. В облачный день: очерк // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 5 т. Л.: Худож. лит., 1989. Т. 2: Рассказы, 1889–1903. С. 355, 358.
75
Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Т. 1: 1880–1901 / подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. С. 68–69.
76
О русской дорожной тоске (по лингвистическим данным) см.: Шмелёв А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 361–362.
77
Огарёв Н. П. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1948. С. 28, 267.
78
Михайлов М. Л. Сочинения. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 1: Стихотворения. С. 52.
79
Соллогуб В. А. Серёжа: лоскуток из вседневной жизни // Соллогуб В. А. Избранная проза. М.: Правда, 1983. С. 23.
80
Эртель А. И. Записки Степняка. М.: Правда, 1989. С. 438.
81
Короленко В. Г. В облачный день. С. 347, 352, 366.
82
Боборыкин П. Д. В путь-дорогу!.. СПб.; М.: Изд. т-ва М. О. Вольф, 1885. Т. 2. (Боборыкин П. Д. Сочинения. Т. 2). С. 349–350.
83
Пассек Т. П. Из дальних лет: воспоминания. М.: ГИХЛ, 1963. Т. 2. С. 233.
84
Тургенев И. С. Странная история: рассказ // Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 7: Повести и рассказы 1863–1870 годов. С. 230.
85
Лесков Н. С. Смех и горе // Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 3. С. 395.
86
Соллогуб В. А. Тарантас: путевые впечатления // Соллогуб В. А. Избранная проза. С. 284.
87
Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. С. 175–176, 194. Прим. 90.
88
Сковорода Г. Письма // Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 2. С. 298, 299.
89
Дриянский Е. Э. Записки мелкотравчатого. М.: Сов. Россия, 1985. С. 22–26.
90
Верещагин Г. Е. Собр. соч.: в 6 т. Ижевск: УдмИИЯЛ УрО РАН, 1998. Т. 3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн. 2. Вып. 2. С. 101–102.
91
Ставшая крылатой фраза из рассказа-зарисовки И. Ф. Горбунова «На почтовой станции» (1874). Её произносил ямщик, опрокинувший на косогоре тарантас с ездоком, хотя перед тем он уверял, что все эти места знает преотлично (Горбунов И. Ф. На почтовой станции // Горбунов И. Ф. Избранное. М.; Л.: Худож. лит., 1965. С. 56–57; Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 121–122).
92
Верещагин Г. Е. Указ. соч. С. 107.
93
Костомаров Н. И. Ольховняк: (рассказ из воспоминаний воротившегося на родину из Сибири) // Костомаров Н. И. Русские нравы. М.: Чарли, 1995. С. 416–417.
94
Доддс Э. Р. Указ. соч. С. 193. Прим. 82.
95
Ситников В. А. Эх, кабы на цветы да не морозы: хроника падения крестьянского двора // Ситников В. А. Из огня да в полымя. Киров: КОГУП Киров. обл. тип., 1998. С. 132.
96
Короленко В. Г. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. С. 595–596.
97
Его же. Полоса: история одного молодого человека // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 5 т. 1991. Т. 5: История моего современника. Кн. 3–4; Приложения. С. 456–457.
98
Васнецов Н. М. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора. Вятка: Губ. тип., 1907. С. 59; Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин. Л.: Наука, 1972. Вып. 8: Дер – Ерепениться. С. 106.
99
Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах // http://ruthenia.ru/folklore/ayvazan1.htm#3 (Леший. I. д); Зиновьев В. П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин / публ. Н. Л. Новиковой, Г. Н. Зиновьевой // http://ruthenia.ru/folklore/zinoviev1.htm (А. I. 1. д); Его же. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин // http://ruthenia.ru/folklore/zinoviev2.htm (А. I. 1. д: Леший показывается людям в образе человека огромного роста: встречается в лесу (в поле), тащит (разбивает в щепки) брёвна; плюет под ноги – на этом месте образуется огромная яма).
100
Блок А. Собр. соч.: в 6 т. Л.: Худож. лит., 1980. Т. 1: Стихотворения и поэмы. 1898–1906. С. 398, 487.
101
Вяземский П. А. Указ. соч. С. 216.
102
Кошелев Я. Старина да новизна рядком живут // Ленинский завет. Архангельск, 1968. 24 окт. С. 2.
103
Верещагин Г. Е. Сказки и легенды вотяков // Верещагин Г. Е. Собр. соч.: в 6 т. Ижевск: УдмИИЯЛ УрО РАН, 2001. Т. 4 в 2 кн.: Фольклор. Кн. 1: Удмуртский фольклор. С. 154–156.
104
Богданов К. А. Врачи, пациенты и читатели: патографические тексты русской культуры XVIII–XIX веков. М.: ОГИ, 2005. С. 386–387.
105
Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры: собраны в некоторых местностях Казанской губернии. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. С. 134.
106
Полесские заговоры (в записях 1970–1990-х гг.) / сост., подгот. текстов и коммент. Т. А. Агапкиной, Е. Е. Левкиевской, А. Л. Топоркова. М.: Индрик, 2003. № 652.
107
Ожешко Э. Дзюрдзи // Ожешко Э. Соч.: в 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 2: Низины. Дзюрдзи. Хам. С. 147–312.
108
ЛАА. Зап. в 2007 г. Е. Н. Дувакин от Л. Е. Дувакиной (1961 г. р.), уроженки г. Яранска Кировской области, которая слышала эту историю от своей бабушки М. Г. Лебедевой (1904 г. р.), уроженки д. Благово Яранского уезда Вятской губернии.
109
Виноградова Л. Н. Об одном демонологическом мотиве: «ведьма ездит верхом на человеке» // ЖС. 2008. № 4. С. 16–19.
110
Белова О. В. Холера // СД-5. С. 452; Её же. Чума // Там же. С. 564.
111
Нижегородские марийцы: сб. материалов для изучения этнической культуры марийцев / сост. Н. В. Морохин. Йошкар-Ола, 1994. С. 175.
112
Морохин Н. О растительном культе мари Нижегородской области // Финно-угроведение. 1994. № 2. С. 95–96.
113
Смирнов Г. С. Словарь бабы Нюры: составлен на основе говора жителей деревни Мокруша Советского района Кировской области. Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2011. С. 284. Толкование местного фразеологизма, который фигурирует в последнем предложении, – там же, на с. 377.
114
Коршунков В. А. Благоустройство российских дорог в эпоху Александра I и народная память об А. А. Аракчееве // Отечественная война 1812 г. в региональной истории и историографии: сб. материалов Всерос. науч. – практ. конф. Киров, 1 нояб. 2012 г. / отв. ред. В. А. Криушина. Киров: ВятГГУ, 2012. С. 69–75; Его же. «Екатерининские берёзки»: придорожное обустройство в Вятской губернии // Герценка: вятские записки / сост. Н. П. Гурьянова; науч. ред. В. А. Коршунков. Киров, 2013. Вып. 22. С. 69–76.
115
Мифы и легенды земли Шабалинской [Рукопись] / материал обобщён Е. С. Епифановой. Пгт. Ленинское [Шабалинского района Кировской обл.]: Межпоселенческая централизованная библиотечная система; Районный краеведческий музей, 2011. (Без пагинации).
116
Попова Е. В. Путешествие Екатерины по Сибирскому тракту в рассказах крестьян северных районов Удмуртии // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность: материалы межрегион. науч. – практич. конф., посвящ. памяти исследователя культуры удмуртского народа Н. Г. Первухина / отв. ред. Л. А. Волкова. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2005. С. 132–134; Её же. Предания о путешествии императрицы Екатерины II в контексте исторической прозы в селениях на Сибирском тракте // ТК. 2013. № 4. С. 70–77. О «екатерининских берёзах» по трактам в народных рассказах Вятского края см. также: Устная историческая проза Вятского края: материалы и исследования / сост., авт. вступ. статей, коммент. и указат. Ю. В. Приказчикова. Ижевск: УдмИИЯЛ УрО РАН, 2009. № 487, 488. Согласно данным В. В. Виноградова и Д. В. Громова, легенды о «екатерининских дорогах» отмечены не только на Вятке, но ещё в Псковской, Орловской, Архангельской, Пермской областях и в Крыму. Это такие дороги, которые, как правило, обсажены деревьями. Про них ещё обычно говорят, что они были специально устроены для проезда царицы (Виноградов В. В., Громов Д. В. Легенды о путешествующей императрице // ЖС. 2007. № 3. С. 5–6). Сама Екатерина II, подобно Петру I, в народных преданиях представляется персонажем странствующим (Белова О. В., Петрухин В. Я. Указ. соч. С. 123–124).
117
Топорков А. Л., Ильина Т. С. Вологодская экспедиция РГГУ // ЖС. 2007. № 2. С. 45.
118
Шукшин В. М. Живёт такой парень // Шукшин В. М. Калина красная: [киносценарии]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. С. 38–40.
119
Зиновьев В. П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин (Е*. I. 1: Женщина в белом (в красном) предсказывает войну, голод и другие бедствия); Его же. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин (Е. I. 1: Женщина в белом (в красном) предсказывает бедствия: выходит из лесу, останавливает машину, просит шофёра купить ей товару, когда шофёр отдает товар, она предсказывает бедствия; плачет в лесу – людей косит болезнь).
120
Шукшин В. М. Указ. соч. С. 65–66.
121
Мамин-Сибиряк Д. Н. Хлеб: роман // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 8 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 7: Черты из жизни Пепко. Хлеб. С. 663–667.
122
Чехов А. П. Воры // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем / под общ. ред. А. М. Еголина, Н. С. Тихонова. Сер. 1: Сочинения. М.: ОГИЗ, 1947. Т. 7: Рассказы, повести, статьи и фельетоны. 1888–1891. С. 286–288.
123
Загоскин М. Н. Вечер на Хопре: отрывок из одного русского романа // Загоскин М. Н. Соч.: в 2 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 2: Комедии; проза; стихотворения; письма. С. 355–356.
124
Лебедев В. От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у зырян // Тр. IV областного историко-археологического съезда в гор. Костроме, в июне 1909 г. / изд. Костром. губ. учёной архивной комиссии. Кострома: Губ. тип., 1914. С. 116 (3-я пагинация).
125
Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии / Исаак Масса. Пётр Петрей. М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII–XX вв.). С. 443.
126
Дмитриева С. И. Мезенские кресты // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1984 / ред. кол.: И. Л. Андроников [и др.]. Л.: Наука, 1986. С. 463–464. См. также: Её же. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. С. 132.
127
Часовни и кресты Малопинежья: по следам экспедиции И. И. Томского / публ. Е. А. Шевченко, Т. С. Каневой, З. Н. Мехреньгиной // ЖС. 2004. № 2. С. 3–4.
128
Голубкова О. В. Этнокультурное взаимодействие северных коми-зырян и русских в сфере сакрального символизма // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2006. № 3 (27). С. 103, 106–107.
129
Ведерникова Н. М. Фольклор как способ отражения культурного ландшафта: (по материалам экспедиционных выездов 2000–2002 гг.) // Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. М.: Ин-т наследия; СПб.: Дм. Буланин, 2004. С. 301–304; Филиппова И. А. Современные ритуальные практики: Девятая Пятница на озере Пустом // ТК. 2006. № 4. С. 44.
130
Иванова А. А., Калуцков В. Н. Святые места в культурном ландшафте Пинежья // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск: Поморск. ун-т, 2008. Вып. 3: Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера: сб. науч. ст. / сост. Н. М. Теребихин, А. О. Подоплёкин, П. С. Журавлёв; отв. ред. Н. М. Теребихин. С. 187.
131
Калуцков В. Н., Иванова А. А., Давыдова Ю. А., Фадеева Л. В., Родионов Е. А. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье. М.: Изд-во ФМБК, 1998. С. 93–96.
132
Плотникова А. А. Перекрёсток и распутье в народной культуре Полесья // ЖС. 2002. № 4. С. 4–5; Её же. Перекрёсток // СД-3. С. 685.
133
Мелехова Г. Часовни в православных традициях Кенозерья: (этнографические заметки) // Православный паломник. 2004. № 1 (14). С. 32.
134
Куприн А. И. Лесная глушь // Куприн А. И. Соч.: в 3 т. М.: ГИХЛ, 1953. Т. 1. С. 333.
135
Курилов В. Н. Крест на перекрёстке: свидетельство XVII столетия // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий / отв. ред. А. П. Деревянко, В. И. Молодин. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2004. Т. 10. Ч. 2. С. 69–72.
136
Ведерникова Н. М. Указ. соч. С. 303.
137
Иванова А. А., Калуцков В. Н., Фадеева Л. В. Материалы к этнокультурному атласу «Святые места Пинежья» // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во МГУ, 2003. Вып. 2 / отв. ред. А. А. Иванова. С. 234–235.
138
Верещагин Г. Е. Образцы произведений устной словесности вотяков // Верещагин Г. Е. Собр. соч.: в 6 т. Ижевск: УдмИИЯЛ УрО РАН, 2001. Т. 4 в 2 кн.: Фольклор. Кн. 1: Удмуртский фольклор. С. 33.
139
См., например: Альквист А. Синие камни, каменные бабы // Suomalais-Ungrilaisen Seuran Aikakauskirja. Helsinki, 1995. Vol. 86. S. 7–29; Её же [Алквист А.] Культовые камни на земле древних мерян // Финно-угроведение. 2006. № 1. С. 3–34.
140
Фищев А. В. Вятская старина. Днепропетровск: РИА «Проминформ», 1997. С. 77, 81–82.
141
Сунские легенды и предания / сост. А. В. Вычегжанина; отв. ред. Т. С. Байбородова. Суна [Кировской области]: МУК Сунская МБС Центральная библиотека им. Ф. Ф. Павленкова, 2010. С. 6.
142
Сунские легенды и предания / сост. А. В. Вычегжанина; отв. ред. Т. С. Байбородова. Суна [Кировской области]: МУК Сунская МБС Центральная библиотека им. Ф. Ф. Павленкова, 2010. С. 9.
143
См., например: Вятский фольклор: мифология / изд. подгот. А. А. Иванова. Котельнич: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. № 92–96.
144
Померанцева Э. В. Художник и колдун // Померанцева Э. В. Писатели и сказочники. М.: Сов. писатель, 1988. С. 123.
145
Котельников Г. А. Крещенские вечера под Котельничем // Котельников Г. А. С любовью к родине моей: краеведческие статьи и очерки. Котельнич: [Б. и.], 2002. С. 127.
146
Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; ЗАО ТИД «Амфора», 2004. С. 101.
147
Из воспоминаний игумении Евгении о московском митрополите Филарете // «Женская Оптина»: материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря / сост. С. и Т. Фомины. М.: Паломник, 1997. С. 229–230.
148
Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / сост. и авт. коммент. О. А. Черепанова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. № 416.
149
Буркова В. Н., Тименчик В. М. Фольклорно-этнографическая экспедиция в Козельский район // ЖС. 2004. № 1. С. 52.
150
Синозерский М. Цвет «папретника» // ЖС. 1896. Год 6-й. Вып. 3–4. С. 537.
151
Хаккарайнен М. Местечко вспоминает о прошлом: рассказы о еврейских ремесленниках и ремёслах // Штетл, XXI век: полевые исследования / сост. В. А. Дымшиц, А. Л. Львов, А. В. Соколова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2008. С. 171–172.
152
ЛАА. Зап. в 2007 г. от Н. А. Нестеровой (1987 г. р.), уроженки г. Сыктывкара.
153
Сунские легенды и предания. С. 35.
154
Михайлов С. С. Современные предания о «нехороших» местах на территории исторической местности Гуслицы // ТК. 2012. № 3. С. 87–89.
155
Даль В. Пословицы русского народа. М.: Рус. книга, 1993. Т. 1. С. 532; Его же. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. Т. 1. С. 473.
156
Максимов С. В. Крылатые слова. М.: ГИХЛ, 1955. С. 267–269.
157
Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь: ок. 6000 фразеологизмов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. С. 639.
158
Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. С. 201.
159
Ясинская М. В. Скатерть // СД-5. С. 12.
160
Цит. по: Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии: сборник образных слов и иносказаний. М.: Русские словари, 1994. Т. 2. С. 258.
161
Кабакова Г. И. Отец и повитуха в родильной обрядности Полесья // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры / сост. Е. А. Белоусова; отв. ред. С. Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2001. С. 125.
162
Мельников П. И. [Андрей Печерский]. В лесах // Мельников П. И. [Андрей Печерский]. Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1976. Т. 2. С. 251; 1976. Т. 3. С. 368.
163
Его же. Медвежий Угол // Там же. 1976. Т. 1. С. 187–189.
164
Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений: в 3 т. Л.: Сов. писатель, 1967. Т. 3. С. 151. Ср. суждение из заметок нашего современника, жителя мегаполиса, который восхищался Россией как единственной страной, «где бы ты отъехал от миллионного города всего два часа и попал бы в самую первозданную глушь…» По его словам, другая бы власть, «шустрая, понаделала бы разных дорог, привела бы всё в порядок и всё бы испортила, а тут идёшь неделями и вокруг восхитительная глухомань, подгнившие, рухнувшие мосты, провалившиеся дороги, оставленные деревни, и всё заросло травой и кустарниками…» (См.: Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. С. 37).
165
Мамин-Сибиряк Д. Н. Хлеб: роман // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 8 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 7: Черты из жизни Пепко. Хлеб. С. 356.
166
Его же. Гроза: из охотничьих рассказов // Там же. 1958. Т. 3: Горное гнездо. Уральские рассказы. С. 360.
167
Его же. Собр. соч. в 10 т. М.: Правда, 1958. Т. 5: Сибирские рассказы. С. 267.
168
Его же. Отрава: очерк // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 8 т. Т. 3. С. 341.
169
Лесков Н. С. Леди Макбет Мценского уезда: очерк // Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1956. Т. 1. С. 104.
170
Мельников П. И. [Андрей Печерский]. В лесах. Т. 3. С. 390–391.
171
Красиков М. М. Мотив дороги в традиционной народной культуре украинцев // Культурное пространство путешествий: материалы науч. форума. 8–10 апр. 2003 г. / ред. – сост. Е. Э. Сурова. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 69.
172
Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Проводы // СД-4. С. 286.
173
См., например: «Одному моему коллеге-переводчику очень понравилось русское выражение “скатертью дорога”, которое он выудил из какой-то книги. По смыслу заключённых в нём слов он решил, что это очень красивое образное напутствие – пожелание приятного пути, ровного и чистого, без препятствий и неприятностей. И вот он, не чувствуя и тени подвоха, “испытал” это выражение, провожая высокого советского гостя. Можете представить себе эффект и последствия: вместо сердечных слов пришлось объясняться…» (Ломб К. Как я изучаю языки. М.: Прогресс, 1978. С. 109–110).
174
Мамин-Сибиряк Д. Н. Лес: психологический этюд // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 10 т. М.: Правда, 1958. Т. 4: Уральские рассказы. С. 344.
175
Фет А. Воспоминания. М.: Правда, 1983. С. 273–274. В публицистической статье 1885 г. Фет приводил эти слова в несколько ином виде и без прощальной реплики-напутствия. В этой статье для него было важно то, что великий князь указывал на дворянский статус офицеров (Фет А. А. Фамусов и Молчалин: кое-что о нашем дворянстве // Фет А. А. Наши корни: публицистика. СПб.: ООО «Издательство “Росток”»; М.: ООО «Содружество “Посев”», 2013. С. 305).
176
Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1984. С. 387.
177
Седакова И. А. Языковые и культурные стереотипы в ритуальном этикете славян: приветствия // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. / сост. Л. Л. Фёдорова. М.: РГГУ, 2009. С. 235.
178
Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 10 т. 1958. Т. 5: Сибирские рассказы. С. 76.
179
Фищев А. В. Вятская старина. Днепропетровск: РИА «Проминформ», 1997. С. 91.
180
Слепцов В. А. Владимирка и Клязьма // Слепцов В. А. Соч.: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 1. С. 316–317.
181
Мельников П. И. [Андрей Печерский]. В лесах. 1976. Т. 4. С. 311.
182
Слепцов В. А. Владимирка и Клязьма. С. 317.
183
Максимов С. В. Крылатые слова. С. 224.
184
Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: учеб. пос. по спецкурсу. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1993. С. 128.
185
Мамин-Сибиряк Д. Н. Золотуха: очерки приисковой жизни // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 10 т. 1958. Т. 4: Уральские рассказы. С. 127.
186
Его же. Охонины брови: повесть // Там же. 1958. Т. 7: Три конца. Охонины брови. С. 392.
187
Бажов П. П. Дальнее – близкое // Бажов П. П. Соч.: в 3 т. М.: Правда, 1986. Т. 3. С. 140.
188
Слепцов В. А. Питомка: Деревенские сцены // Слепцов В. А. Соч.: в 2 т. Т. 1. С. 123.
189
Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении / собр. на месте и сост. Александр Подвысоцкий. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1885. С. 143.
190
Писемский А. Ф. Люди сороковых годов // Писемский А. Ф. Собр. соч.: в 9 т. М.: Правда, 1959. Т. 5. С. 246.
191
Канева Т. С., Головин В. В. «Речка-матушка мотаитсе…»: ледоход в усть-цилемской традиции (по современным полевым материалам) // Классический фольклор сегодня: материалы конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Б. Н. Путилова. Санкт-Петербург, 14–17 сент. 2009 г. / отв. ред. Т. Г. Иванова. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. С. 402. Примеч. 66.
192
Фурсова Е. Ф. Традиционная медицина и лечебная практика крестьян Приобья, Барабы и Кулунды // Проблемы трансмиссии и бытования этнокультурных традиций славянского населения Сибири XVIII–XX вв. / отв. ред. Ф. Ф. Болонев. Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 2005. С. 115.
193
Трофимов А. А. Материалы Каргопольской экспедиции РГГУ // ЖС. 1999. № 2. С. 48.
194
Листова Т. А. Религиозно-общественная жизнь: представления и практика // Русский Север: этническая история и народная культура: XII–XX вв. / отв. ред. И. В. Власова. М.: Наука, 2001. С. 712.
195
Смирнов Г. С. Словарь бабы Нюры: составлен на основе говора жителей деревни Мокруша Советского района Кировской области. Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2011. С. 95. Центром этого района является г. Советск (историческое название – Кукарка).