Размер шрифта
-
+

Дорога в Тридесятое царство - стр. 72

Глава книги, посвященная Герою, первоначально была написана в качестве доклада, который я читала на конференции по аналитической психологии. Один мой коллега, выслушав это выступление, помнится, сказал следующее: «Господи, я теперь, кажется, понимаю, почему у нас пьют! Безнадега такая, что напиться – единственное желание». Еще бы! А как же иначе, когда самое сокровенное, движущее всеми поступками желание заведомо неосуществимо – сколь ни вопи: «Мама, роди меня обратно», это невозможно. Невозможно вернуться в младенческое состояние, в досознательное существование, в жизнь в Эдемском саду, где все малейшие желания осуществляются Всемогущей Матерью, стоит лишь пискнуть.

Но и это еще лишь полбеды! Ведь, ко всему прочему, любая попытка взрослеющего Эго отделиться от Материнского комплекса (от коллективной нормы, от «здесь так принято») вызывает чувство парализующего страха и всеобъемлющей вины. Разговор о Материнском комплексе, о возможности перерезать удушающую пуповину, о том, как уверовать в то, что мы, выбирающие жизнь, имеем на это право, пойдет в соответствующей главе. Здесь же я пока предлагаю поверить в возможность обретения свободы на слово и вернуться к нашему «нетипичному» Герою. Уже не к Никите Кожемяке и Илье Муромцу, а к Герою в нашей душе.

Да, русский богатырь, архетипический славянский Герой не желает, как мы выяснили, работать на Сознание, не имеет желания обогащать и усиливать Эго. И это было бы действительно невыразимо печально… если бы мы не знали, что личность сама может развивать и обогащать архетип! Былины об Илье Муромце, сказка о Никите Кожемяке были созданы в те времена, когда травма отрыва от языческой Матери была еще слишком свежа. Но сейчас этническое Эго повзрослело и окрепло. У русского народа есть все шансы «дописать» собственные героические сказания до счастливого конца. И более того, этот процесс уже идет. Древняя архетипическая тема вдруг снова вызвала творческий интерес. В последнее десятилетие были созданы мультфильмы обо всех самых известных русских богатырях. Причем, что наиболее важно и обнадеживающе, это не просто экранизация старинных фольклорных произведений, чем занималась, например, советская мультипликация, а именно прогрессивное развитие архетипических сюжетов. В этих «досказанных» сказках каждый богатырь обретает и славу, и богатство, и семейное счастье. Кроме того, богатырской теме посвятил одно из своих последних произведений мэтр современной художественной литературы Борис Акунин. А любой творец, как известно, является лишь глашатаем коллективной Самости. Следовательно, мы, как этнос, доросли до «нормализации» Героя. В нас есть силы, а главное, желание поставить Волю на службу Сознания!

Страница 72