Размер шрифта
-
+

Дорога в Тридесятое царство - стр. 57

Впрочем, жизнь устроена бесконечно мудро. Поэтому, прежде чем позволить нам сгинуть и тем самым погубить высший замысел, возложенный на нашу жизнь, Самость будет бороться. Происходить этот процесс будет, в частности, в виде не раз уже упомянутых проекций. Если мы не желаем замечать проблем в своей внутренней реальности, они переместятся «для наглядности» в реальность внешнюю. Поэтому во втором акте «героической пьесы»…


2. Появляется угроза извне

В тех сказках, где Старому Царю не приходит на ум никакой блажи, так как свою немощь он вообще не желает признавать, появляется чудовище или иноземный враг, с которым он, разумеется, не может справиться самостоятельно.

Чудовище, как правило, заключает со Старым Царем некое соглашение. Например, оно не разоряет Царство-государство целиком в том случае, если ему добровольно отдают на съедение самых красивых девушек или младенцев. Девушки, как феминный компонент, олицетворяют собой Аниму, способность живой души не только мыслить и рефлексировать, но и чувствовать, предчувствовать и наслаждаться жизнью. Это как раз те дары, которых естественная старость день за днем лишает действующего Царя (текущую Эго-установку). Младенцы же – аллегория новых молодых ресурсов. Пока в Царстве-государстве рождается и созревает новое потомство, сменяя прежние поколения, – жизнь продолжается. Как только система теряет способность к самообновлению – наступает коллапс.

Некоторое время соглашение между Царем и извергом действует, однако аппетиты чудища быстро растут, на то оно и чудище. Поэтому Царю приходится признать невозможность существования на прежних условиях и просить помощи у Героя. Таким образом, следующая часть архетипического сценария – это, собственно…


3. Явление Героя

Герой – это тот, кому предстоит изменить мир: в сказочном ли Царстве, в собственной ли душе. Для достижения цели он преодолевает определенные препятствия, трансформируется сам и трансформирует устаревшую систему.

Важно, что само по себе преодоление препятствий (победа над чудовищем и т. п.) является не самоцелью, а только лишь средством ее достижения. Война ради войны – это уже одержимость архетипом. В таком случае Героя ждет бесславный и бессмысленный конец. Да и деяния его складываются уже не в героический эпос (описание индивидуации), а в иллюстрацию процесса порабощения Эго Персоной. Есть в славянской мифологии и такие сюжеты, и мы поговорим о них в соответствующей главе.

Цель же настоящего Героя – не просто показать силушку молодецкую, а обрести сокровище – царевну (Аниму), кольцо или яйцо (душевную целостность), эликсир жизни или молодильные яблоки (ресурс новой энергии), за счет чего происходит обновление старой системы. Следовательно, сам факт победы над чудовищем (бессознательным угрожающим аспектом психики) является всего лишь условием для освобождения подлинных чувств и воплощения уникального человеческого потенциала. А приз – осознание и интеграция приобретения: воцарение на троне Сознания.

Страница 57