Дорога без возврата - стр. 58
Дэноэль встал на прежнее место и замер, ожидая реакции. Если парень начнёт ругаться, грозить жалобами отцу или обижаться, то придётся отказывать. Но Твердята встал и уважительно поклонился:
– Спасибо за науку. Впредь, – усмехнулся парень, – буду помнить, что по одёже лишь встречают.
– Я согласен, – Дэноэль повернулся к вышедшему на свет Хотиму и осенил себя крёстным знамением. – Я готов передать вашему сыну всё, что знаю.
[1] В Европе купцы и ремесленники объединялись в городские гильдии. На Руси с XI века возникают так называемые сотни, в первую очередь купеческие – объединения самых богатых купцов и ремесленников для защиты своих интересов. Но в отличие от гильдий членство в сотне было не обязанностью, а правом и привилегией.
[2] Мытня – место сбора платы за въезд, таможенных сборов и проверки въезжающих в средневековый город.
[3] Пятидесятница (Праздник Святой Троицы) приходится на 50-ю неделю после Пасхи, примерно июнь по новому стилю. Праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна приходится примерно на начало июля по новому стилю.
[4] Корзно – плащ прямоугольной или округлой формы, напоминает античную хламиду. Вместо мешковатой туники-котты до лодыжки или облегающего пурпуана с чулками славяне надевали свиту (что-то вроде расклиненной книзу, не приталенной туники до колена, с длинными рукавами, пошитой из грубого сукна), да обязательно, вне зависимости от сословий, надевали штаны-порты и подвязывали верёвочкой-гашником. Климат был суровее, и даже летом голым ногам становилось холодно. Поэтому, кстати, свой аналог портов нередко носили и женщины, хотя юбки, которые они надевали вместе с рубахами, были в длину до лодыжек.
[5] Огнищанин (тиун огнищанский, огневщик) – представитель высшего слоя русского общества в период до XII в); управляющий хозяйством, старший дружинник, ближайший советник князя. Ещё не боярин, но всего на одну ступень ниже.
[6] Слово хоругвь происходит от монгольского оронго (знак, знамя), хотя само вертикально свисающее полотнище, как правило с изображением Христа или святых, укреплённое на длинном древке, было известно и до монголов. Носилось при крестных ходах. Кроме того знамя того или иного воинского подразделения также выполнялось в виде хоргуви.
7. Глава 6
Небольшой отряд всадников ехал спокойной рысью по неширокой лесной дороге, меся грязь и жухлую ноябрьскую листву. Летом и зимой здесь было бы не протолкнуться от телег или саней, но за последнюю седьмицу земля раскисла от дождей, а мороз её ещё не застудил. До первых холодов торговый люд перебрался на главный тракт. Всаднику же распутица была не помехой, потому княжич Яромир любил ездить из города в дальний терем на охоту именно здешним, самым коротким путём.