Размер шрифта
-
+

Домострой. Юности честное зерцало - стр. 19

. Приноси в дар то, чем ты законно обладаешь, ибо неприятна милостыня, поданная из краденого. Было сказано к власть имущим: «Лучше не грабить, нежели давать милостыню из награбленного»>[17]. Благочестивее вернуть украденное обиженному, нежели раздать это как милостыню, да и Богу приятна милостыня, данная из праведного имущества и от добрых дел.

Как звать священников и монахов, чтобы отслужить требы в своем доме

По обету или в какие-то праздники призывайте священников в свой дом, чтобы они совершали молебны. Молясь же, пусть поминают царя и великого князя, самодержца всей Руси, его царицу и великую княжну, их детей, царских братьев, бояр, христолюбивое воинство, которое врагов побеждает. Просите об освобождении пленных, за священников и монахов, за всех христиан. Молитесь обо всяких нуждах, в том числе домашних: о муже и жене, детях, домочадцах и обо всем, им необходимом. Во время треб можно освятить воду животворящим крестом, чудотворными образами, святыми мощами>[18], помолиться за больного, освятить масло во здравие и во исцеление. Масло освящают согласно уставу. Для того же, чтобы освятить масло дома в присутствии больного, призовите семь священников или даже больше, а дьяконов – сколько получится>[19].

Каждение во время службы может совершать как священник, так и дьякон, а кропление святой водой или осенение крестом – только первый священник среди присутствующих.

Если после Божественной литургии соберутся в доме семеро, то пусть они соберут трапезу, чтобы благодарить Бога>[20], едят и пьют вместе со священниками, монахами и любыми христианами, проходящими мимо. После трапезы, получив удовольствие и дары, пусть все расходятся по домам своим, благодаря Бога. Таким же образом творят память по родителям: в святых церквях и монастырях совершают панихиды, служат Божественные литургии, а после дома устраивают трапезу за упокой и за здравие, на которую призывают всех желающих, пришедших кормят и поят, творят милостыню.

Воду подобает святить 6 января и 1 августа[8]одним животворящим крестом, трижды погружая его в чаши>[21]. При этом совершающий чин трижды произносит тропарь: «Спаси, Господь, люди своя>[22]. На день Богоявления трижды читают иной тропарь: «Во Иордане крещусь в тебя, Господь»>[23]. При этом раскладывают на блюде святые кресты и иконы, чудотворные святые мощи. Вынув из чаши крест, священник возносит его над блюдом, чтобы вода с креста стекла на святыню>[24]. После погружения креста и освящения воды священник обмакивает губкой кресты, иконы и чудотворные мощи, которые находятся в храме или в доме, произнося тропарь тому святому, икону которого помазывает. Таким же образом следует помазывать иные святыни. Губку после соприкосновения с иконой следует выжимать над чашей со святой водой. Этой же святой водой крестообразно кропят алтарь и весь храм, делая то же самое дома, если водосвятие там совершается, святой водой окропляется народ по всему храму. Люди могут с верой прикладываться к святой воде, пить ее ради исцеления души и тела, во оставление грехов и во вхождение в жизнь вечную.

Страница 19