Добрые уроки-наставления. Учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов - стр. 21
Когда имеешь материал, на котором изображен лик Божий, ты Ему поклонись, но знай, что не материи кланяешься, а Великому и Живому Богу, о Котором напоминает изображение. Или когда видишь ночью величие звезд небесных, ты низко поклонись, но не им – творению рук Божиих, – а Господу Всевышнему, о котором напоминает тебе сияние звезд небесных.
Вопрос к священнику
Сегодня мы далеко ушли от поклонения идолам. Есть ли у нас нужда в том предостережении, которое дает вторая заповедь?
Ответ
Такое предостережение очень нужно нам и сегодня, поскольку кумиров у современного человека множество. И пусть современный образованный человек не почитает как идолов солнце, луну и звезды, зато как часто он фанатично почитает артистов, музыкантов, спортсменов! Сколько переживаний с ними связано! Да и просто любовь к земным вещам, к игрушкам, к деньгам во многих из нас затмевает собой память о Господе.
Сектант – член секты, религиозного сообщества, искажающего традиционную религию и вредно влияющего на души своих членов.
Идолы – изображения обожествляемых людьми существ или предметов, перед которыми совершаются религиозные поклонения и воздаются божеские почести. Раньше идолами называли статуи, изваяния, перед которыми люди кланялись и осуществляли различные жертвоприношения.
Язычник – человек, отрицающий Единого Бога и поклоняющийся ложным богам.
Заповедь третья.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Великое и святое имя Божие мы не должны упоминать понапрасну, в пустых разговорах. Наша обыденная речь порой наполнена различными присловиями, в которых всуе, впустую, случайным образом упоминается имя Божие. Обращение к Богу должно быть только благоговейным и молитвенным. Даже привычное выражение «ей Богу» на самом деле является клятвой с именем Господа, а клясться и божиться понапрасну третья заповедь как раз и запрещает.
Не следует также вести разговоры о божественных и духовных вещах в неподходящей для этого обстановке. Надо стремиться к тому, чтобы имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплилось в нашей душе, в мыслях, сердце и не касалось нашего языка без значительного и торжественного повода.
О том, почему нельзя упоминать имя Божие всуе, рассказывает одна поучительная история. Золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе – или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший мимо, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. Выйдя, мастер обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь позвал мастера, а когда тот вышел, сделал вид, что не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». И странник ему миролюбиво ответил: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь имя Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться – Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.