Добрые уроки-наставления. Учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов - стр. 24
Муж да жена – одна душа.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Заповедь восьмая. Не укради.
С этой заповедью согласится каждый порядочный человек. Господь Бог знает, что кража делает несчастными и того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, Его дети, не были несчастны, Премудрый Господь и дал эту заповедь: не укради.
Ни один уголовный закон не способен пресечь возможность воровства так решительно, так надежно, как препятствует этому добрая человеческая совесть – голос Божий в каждом из нас.
Нельзя брать ничего чужого без позволения – ни тайно, ни явно. Обман в торговле, нечестное заключение сделки, нарушение договоренности о расчете – вот грехи против восьмой заповеди. Сюда же относится и присвоение случайно найденной нами чужой вещи или денег без попытки объявить о находке, лентяйничанье на работе, недобросовестное выполнение наших обязанностей перед государством и обществом.
Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем грехе и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, то слышал, как они тикали: «Мы не твои; ты – вор».
Нашел, да не объявил – все равно, что украл.
Без спроса взял, да не сказал – так украл.
Плохо не клади, вора в грех не вводи.
Заповедь девятая. Не произноси на другого ложного свидетельства.
Первое, что содержится в заповеди, это запрет давать ложные показания в суде. Но значение девятой заповеди гораздо шире. Она запрещает лгать, клеветать, говорить о людях плохое, осуждать их и распространять о них дурные слухи. Нельзя давать ложную клятву, нарушать данное честное слово.
Не лги ни себе, ни другим. Когда лжешь самому себе, ты сам знаешь, что лжешь. Когда говоришь неправду о другом, он также узнает, что ты говоришь о нем неправду. Когда превозносишь себя и хвалишься перед людьми, люди не знают, но ты сам знаешь, что даешь ложные сведения о себе самом. Если же постоянно повторяешь какую-то неправду о себе, люди все равно узнают, что ты лжешь. Ты сам можешь начать верить в свою ложь, и она может стать для тебя истиной. И ты привыкнешь ко лжи, как слепой привыкает к мраку. Когда же говоришь неправду о другом человеке, он знает, что ты лжешь, и это первый свидетель против тебя. И ты сам знаешь, что клевещешь на него. Таким образом, ты сам – второй свидетель против себя самого. А Бог есть третий свидетель. И знай, что один из трех свидетелей обличит тебя перед всем миром.