Размер шрифта
-
+

Дивеево. История места и святынь. Наставления святых. Современная жизнь - стр. 2

Земля, на которой селились монахи, принадлежала князю Кугушеву. В 1705 году владелец передал в дар отцу Исаакию участок и средства для строительства монастыря, а в январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан (Яворский) удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении на этом месте церкви. В том же 1706 году именным повелением императора Петра I был утвержден общежительный монастырский чин Саровской пустыни.

Первый деревянный храм новой обители, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», был заложен 28 апреля, а уже 16 июня (29 июня по новому стилю) 1706 года – освящен. Этот день считается днем основания Саровской пустыни. По преданию, строительство церкви сопровождалось чудесами. 16 мая 1706 года была окончена кровля, и после молебна на храм был водружен крест. В следующую ночь вдруг раздался колокольный звон, который слышали все люди, находившиеся тогда в пустыни и знавшие, что ни в строившемся храме, ни вообще в обители нет ни одного колокола. На другой день чудесный колокольный звон повторился, и всех присутствовавших осветил необыкновенный свет. Когда через месяц совершалось освящение храма, прибывшие со всей округи богомольцы привезли и пожертвовали всю необходимую утварь, церковные облачения, иконы. Например, жители села Кременки пришли в Саров торжественным крестным ходом и принесли из своей церкви несколько икон, два колокола, богослужебные книги и аналой.

Грамота Петра I

В нынешняя лета, прошедшаго 1705 году, по Указу Благочестивейшаго, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и по грамотам из Патриаршаго приказу о церковном строении в уезде града Арзамаса на речках Сатисе и Саровке, на Старом Городище, с единой стороны от Арзамаса пятьдесят верст, а с другой стороны – Темникова тридесять верст, строителю иеромонаху Исаакию с братиею (которой прежде сего на оном месте, пользы ради души своея, многия лета в уединении живяше по челобитью его), Указ Его Государев и благословение Архиерейское дадеся, и построен храм Божий в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, Живоноснаго ея источника и собрашася тамо жити монахи постническаго жития в прославление и славословие имене Божия чиновным церкве Господня установленным пением.

Известие об основании обители в Саровских лесах довольно быстро разнеслось по окрестностям и привлекло немало желающих посвятить жизнь Богу. Доверие и уважение внушал также настоятель – отец Исаакий, о котором было известно, что он опытен в иноческой жизни, обладает глубокими познаниями в Божественном писании и трудах святых отцов Церкви и верно понимает духовные потребности. Поэтому многие искали у него руководства в духовной жизни. Отец Исаакий составил устав по образцу древних восточных, обсудил его с братией, после чего устав был принят всеми насельниками с обязательством «держать и хранить его безотложно».

Страница 2