Размер шрифта
-
+

Дивеево. История места и святынь. Наставления святых. Современная жизнь - стр. 4

Дело храмоздательства продолжили следующие игумены Саровской обители. Так, в 1752 году в монастыре построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой, а в 1758 году – каменное здание первого храма, в честь иконы «Живоносный Источник». Также к 1758 году возведены каменные стены вокруг обители, две угловые башни и святые врата.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник», глас 4

Почерпем, человецы,/ цельбы душам и телом молитвою,/ река бо всем предтечет,/ Пречистая Царица Богородица,/ источающи нам чудную воду/ и измывающи сердец черности,/ греховныя струпы очищающи,/ души же освящающи верных// Божественною благодатию.

Из настоятелей особенно почитался отец Ефрем (в миру Евдоким Андреевич Короткой), который в силу своей опытности в духовной жизни был уважаем далеко за пределами своей обители. Слух о его святой, добродетельной жизни достиг святителя Тихона Задонского, который питал к отцу Ефрему искреннюю любовь и глубокое уважение и вел с ним духовную переписку. Невинно обвиненный в государственной измене, отец Ефрем провел в ссылке 16 лет, после чего был в 1755 году оправдан и возвращен в Саровскую пустынь. Он поставил обитель на степень высокого внутреннего и внешнего благоустройства. Именно в период его настоятельства в окрестности Сарова пришла основательница Дивеевской обители, монахиня Александра (Мельгунова). Отец Ефрем известен также тем, что во время голода 1775 года своей властью распорядился отворить монастырские житницы и помочь нуждающимся мирянам. Он еще при жизни избрал себе преемника, иеромонаха Пахомия. А как раз во времена игуменства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин – будущий отец Серафим Саровский.

Глава 2

Преподобная Александра Дивеевская – основательница обители

Серафимо-Дивеевский монастырь (Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) – православная женская обитель в селе Дивееве, ныне в Нижегородской области. В православном русском народе это место почитается как особый «земной Удел» или «жребий» Пресвятой Богородицы – «четвертый» после Грузии, Афона и Киева. Монастырь обязан своим основанием богатой дворянке Агафье Семеновне Мельгуновой (урожденной Белокопытовой), владевшей 700 душами крестьян, капиталами [1]и громадными поместьями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Сведения о ее жизни мы черпаем из воспоминаний двух дивеевских священников – отца Василия Дертева и отца Василия Садовского, а также сестер-подвижниц общины. Протоиерей Василий Садовский оставил после себя мемуары, по которым можно проследить также предысторию Дивеевского монастыря. Кроме того, о судьбе А. С. Мельгуновой писал в своих «Записках» и знаменитый собеседник преподобного Серафима Саровского – Н. А. Мотовилов.

Страница 4