Дипломатия. Часть первая - стр. 16
Для более крупных обязанностей при президенте организовывалось legatio (посольство) из 10 или 12 легатов (послов). Легатам, являвшимся ведущими гражданами, выбранными за их ораторское искусство, даровалась неприкосновенность. Рим также создал сложные архивы, в которых работали подготовленные архивисты. Для расшифровки и проверки подлинности древних документов были разработаны палеографические методы.
Другие архивисты специализировались на дипломатических прецедентах и процедурах, которые стали формализованными. На протяжении столетий эта архивная деятельность представляла собой главную заботу дипломатии в Римской империи и вокруг нее. Римское право, подчеркивавшее неприкосновенность договоров, стало основой договоров.
В конце республиканской эпохи законы, применяемые римлянами к иностранцам и иностранным посланникам, были объединены с греческой концепцией естественного права, идеального кодекса, применимого ко всем людям, чтобы обеспечилось создание «прав народов».
Святость договоров и «права народов» были восприняты Римско-католической церковью и сохранены в течение столетий после падения Западной Римской империи, и таким образом была заложена основа для более сложных доктрин Римской империи. Международное право начало формироваться вместе с европейским национальным государством тысячелетием позже.
3.4 История дипломатии: мусульманская дипломатия, Византия, дипломатия Римско-католической церкви
История дипломатии: мусульманская дипломатия
Мусульмане в древности. Источник: https://mmozg.net/book_of_travels/2021/01/12/istochniki-vdohnoveniya-dlya-knigi-stranstviy.html
Вдохновленные своей религиозной верой, последователи ислама в Аравии начиная с 7-го века завоевали значительные территории, сначала захватив южные и североафриканские провинции Византии, а затем объединив арабов, персов и, в конечном счете, турок и другие народы Центральной Азии в условиях провоцирования конфликтов (иногда кровавых) с христианскими византийцами.
Сообщество ислама стремилось к единому человеческому обществу, в котором такие светское институты, как государство, не будут играть существенной роли. В таком обществе будет политическое взаимодействие, но не будет необходимости в дипломатических миссиях между одним независимым правителем и другим.
Теоретически, поскольку немусульманские государства в конечном итоге примут послание ислама, необходимость дипломатических обменов между ними и исламским сообществом также будет чисто временной. На практике, однако, дипломатические миссии как в других мусульманских, так и в немусульманских государствах существовали со времен Мухаммеда, а ранние исламские правители и юристы разработали для облегчения обмена эмиссарами сложный набор мер защиты и правил.