Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 9
Спустя два года после Архиерейского Собора РПЦЗ 1991 года, точнее, 17 июля 1993 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви обнародовали послание потрясающей силы. Вот отрывок:
«Сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину… Грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божественного, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их отношения к идее монархии и к личности последнего Русского Императора. Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся…» (всюду выделено мной. – Прот. В. П.).
Отозвались ли мы на это обращение? Поверили ли мы в искренность сказанного?
К сожалению, вместо того чтобы, Господу содействующу, развивать примирительные процессы, пойти друг другу навстречу и укреплять доверие, обе стороны допустили досаднейшие промахи. РПЦЗ начала на канонической территории МП создавать параллельные церковные структуры, а МП с помощью палестинских властей принялась силой отнимать у РПЦЗ храмы и часовни (здесь и ниже используется сокращение: МП – Московский Патриархат и РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата. – Примеч. ред.).
Разумеется, нельзя было ожидать, что решение вопроса установления евхаристического общения с Церковью в России пройдет гладко и немедленно. Десятилетия коммунистического владычества оставили определенный отпечаток на мышлении русских людей, как на Родине, так и в диаспоре, который с огромным трудом преодолевается.
Процесс взаимного признания частей Русской Церкви вызвал и продолжает вызывать душевное волнение церковного народа РПЦЗ, и даже привел к внутренним раздорам. Как преодолеть эти распри? Как помочь, чтобы мы собрались на грядущий Всезарубежный Собор и все «едиными усты и единым сердцем славили и воспевали пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Св. Духа», как мы молимся за Литургией?
Надо начать с основы. Не внешне мир и единение устраивать, а позаботиться о мире основном, внутреннем, позаботиться каждому в отдельности о мире со своей совестью, то есть о личном мире и согласии в жизни с Господом Богом. Стремясь к этому миру и добиваясь его, мы тем самым будем стремиться и к общему миру и единению. Вот это главное, основное, и к этому приложится и общий мир и единение, а без этого, как бы ни старались, разделения и даже раздоры будут продолжаться.