Размер шрифта
-
+

Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 61

Разделения и примирения в Церкви ведут свое начало от самих праотцев, и история их очень богата и разнообразна. Иаков имел сильное стремление к миру со своим братом Исавом, хотя тот ранее собирался убить его. Для примирения с братом он не пожалел богатых даров. Когда Иаков вернулся из Месопотамии, то братья примирились без споров о первородстве.

Праведный Иосиф не отомстил своим братьям в Египте, хотя те продали его в рабство. Заключая их в объятия, он даже не требовал от них покаяния за этот явный грех. И здесь радость примирения оказалась чуждой любым притязаниям на главенство.

Заметное разделение в Ветхозаветной Церкви возникло во время правления Иисуса Навина, когда колена Рувимово и Гадово и половина колена Манассиина, поселенные за Иорданом, соорудили себе подобие жертвенника. Священное Писание свидетельствует, что все остальные колена собрались и решили идти на них войной и разорить всю заиорданскую землю за то, что те совершили раскол. Но Финеес, сын Елеазара-священника, стал миротворцем. Он обратился к заиорданским жителям за разъяснением, и те ответили с клятвой, что они и не думали совершать жертвоприношения на этом жертвеннике и он предполагался лишь как подобие, чтобы удаленность главного жертвенника не стала причиной отчуждения жителей от веры в Единого Бога. Тогда и остальные одобрили такой поступок, как повествует об этом Священное Писание (Нав. 22, 9–33), и в Ветхозаветной Церкви воцарился мир.

Тяжелое внутреннее разделение возникло в ветхозаветном народе при судье Иеффае Галаадитянине. Люди колена Ефремова обвинили Иеффая в том, что он не позвал их на войну против аммонитян, и обещали сжечь его со всем его домом. Сначала Иеффай призывал к миру (Суд. 12, 2–3), но затем собрал всех жителей галаадских и разбил своих обвинителей. Вражда между единоверными братьями стала такой сильной, что победители убивали на переправе через реку всех, кто своим наречием выдавал принадлежность к колену Ефремову. И пало в то время из ефремлян сорок две тысячи (Суд. 12, 6). Священное Писание говорит, что вскоре после этого народ еврейский онечестивился, и преданы были сыны Израилевы в руки филистимлян на сорок лет.

Очень разрушительное разделение ветхозаветного народа произошло после избавления народа от филистимлян и смерти Самсона. Когда в Гиве, городе колена Вениаминова, была убита жена левита, то все остальные колена ветхозаветного народа постановили требовать выдачи развращенных жителей Гивы на суд. Однако колено Вениаминово в полном составе воспротивилось этому. Сыны Вениамина были неправы. Священное Писание говорит о том, что Сам Господь благословил все колена победить одно колено Вениаминово в бою, однако победители переступили благословение Господне и настолько ожесточились, что принесли великое зло. Они убили мечом и сожгли огнем всех людей и все города Вениаминовы, так что из всего колена уцелело лишь шестьсот мужчин на скале Риммоне. Лишь после этого был объявлен мир. Весь народ с плачем обращался к Богу, сожалея и раскаиваясь, что целое колено оказалось искорененным. Все люди устроили жертвенник и приносили Богу мирные жертвы (Суд. гл. 19–21). Трудно даже представить, какая пропасть пролегла тогда посреди народа. Примирение было чрезвычайно трудным, и, быть может, для этого примирения первым царем был поставлен от Бога Саул, происходивший именно из колена Вениаминова. Возможно, что таков был промысл Божий: царь из отверженного колена стал примирителем всего народа.

Страница 61