Размер шрифта
-
+

Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 63

(Пс. 119, 6).

Миролюбивый дух святого Псалмопевца хорошо описывает следующий случай. Один из родственников Саула громко злословил Давида и бросал камни в него. Окружающие Давида просили его позволить казнить недоброжелателя. Но миролюбие царя и пророка было непоколебимым. Он остановил своих слуг такими словами: Пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие (2 Цар. 16, 11–12). Святой Псалмопевец склонял к себе сердце врагов тем, что, призывая к миру, называл их братьями своими, своей плотью и кровью, а начальнику вражеского войска Амессаю даже предложил стать начальником своего войска (2 Цар. 19, 13). Главному врагу предложить командовать своим войском – это настоящая святость. Только таким святым и жертвенным миролюбием Давиду удалось достичь примирения в народе.

Разделения в единоверном народе иногда напрямую касались и ветхозаветной Церкви. Так, в конце царствования Давида часть народа провозгласила царем не наследника Соломона, а его старшего брата Адонию. Провозглашение Адонии царем состоялось при участии самого первосвященника Авиафара. Но это было нарушением воли царя Давида. Тогда по его повелению пророк Нафан и священник Садок помазали на царство Соломона. Возникшее разделение уврачевалось. Адония со своими приближенными был прощен, а первосвященником вместо Авиафара стал Садок. И здесь примирению содействовал дух любви, братолюбия и милосердия.

Но иногда разделения в единоверном народе происходили и по воле Божией во избежание грехов и опасностей. О разделении такого рода говорит пророк Исаия: Делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это (Ис. 45, 7). Так, еще до смерти Соломона пророк Ахия Силомлянин сказал будущему царю израильскому Иеровоаму: Так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним (3 Цар. 11, 31–32). Это было сделано для того, чтобы обезопасить часть ветхозаветного народа от языческих обычаев, но Соломон не понимал промысла Божия и желал убить Иеровоама как раскольника.

Из-за этого вновь возникло разделение в народе. После смерти Соломона от его сына Ровоама отделились все колена, кроме Иудина и Вениаминова, то есть большинство народа. Ровоам уже намеревался идти войной на единоверных своих братьев за раскольничество, но человек Божий Самей получил от Бога пророчество: Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было

Страница 63