Размер шрифта
-
+

Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 59

П. П. Пагануцци спрашивает, принята ли во внимание явная очевидность потери до 30 % паствы РПЦЗ в случае объединения с Московским Патриархатом и взвешивалась ли выгода единства в свете такой потери? Он также поддерживает предложение Д. Хербста, чтобы велась аудиозапись дискуссий.


Утреннее заседание закрывается молитвой в 12 час. 30 мин. дня.

В 3 час. дня возобновляется рабочая сессия Всезарубежного Собора.

Вице-председатель, отвечая на вопрос Джона Хербста, доводит до сведения, что отныне ведется звукозапись Всезарубежного Собора.

Иерей Николай Савченко

Восстановление евхаристического общения и преодоление разделений в церковной истории

Святая Церковь Христова все годы своего существования испытывала соблазны различных разделений. Некоторые из них становились расколами и ересями, так что от Церкви отпадали целые сообщества. Большинство отпадений от Церкви происходило под воздействием различных еретических учений. Бывали в истории и примеры отпадения от Церкви в виде расколов, то есть по вопросам не вероучительным, а каноническим или дисциплинарным. Таковы расколы новатианский, донатистский и тому подобные. В решениях Вселенских и Поместных Соборов эти раскольнические сообщества считались совершенно не принадлежащими к Телу Церкви.

Но, кроме них, в истории можно найти множество примеров внутрицерковных разделений и примирений. И такие разделения существенно отличаются от случаев отпадения от Церкви. Ведь отпадение от Церкви – это когда еретики или раскольники отлучаются или сами откалываются, а внутрицерковное разделение – это когда разделяются православные. При внутрицерковных разделениях обе стороны православны, обе – части Церкви, а разделяют их или козни лжеучителей, или насилие гражданской власти, или вопросы, допускающие примирение и врачевание.

В истории едва ли можно найти времена полного внутреннего спокойствия и мира. Внутрицерковные разделения имели место очень часто. Иногда это были разномыслия, а им и надлежит бывать, по слову апостола, а иногда и тяжелые многолетние смуты. Бывало, причиной становились лжеучители, так что православные погружались в споры о мерах или способах противостояния лжеучению. В иных случаях виновником раздоров становилась государственная власть, когда она навязывала Церкви свою волю, а внутрицерковное разделение оказывалось защитой Церкви от чуждого влияния.

В вопросе отношения к разделениям есть две крайности, отступающие от позиции православной веры. Первая – утверждение, что все вообще разделения, в том числе ереси, секты и расколы, – это разделения внутри Церкви Христовой. Понятие отпадения от Церкви Христовой чуждо этому мировоззрению. На этом основано лжеучение экуменизма, возникшее под влиянием протестантизма.

Страница 59