Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 56
Протоиерей Николай Карыпов предлагает считать Церковь Новомучеников, Поместного Собора и Святой Руси – Матерью-Церковью.
Протоиерей Ярослав Беликов спрашивает, когда конкретно впервые появился термин «сергианство».
Протоиерей Петр Перекрестов отвечает, что термин «сергианство» неоднократно употреблял св. новомученик Кирилл Казанский.[57]
А. И. Мутилин говорит о несвободе РПЦ МП на Украине и утверждает, что во время выборов тамошнего президента в 2004 году власти просили Церковь участвовать в предвыборной кампании на стороне одного из кандидатов. Не является ли это сергианством?
Протоиерей Николай Карыпов отмечает психологический момент сергианства. Ключевский обратил внимание на психологию страха у русских после катаклизмов татарского нашествия. Чувство страха развивалось и при большевиках. У людей из Советского Союза психологическая травма. Русские, выросшие за границей, говорят без страха, свободно.
А. И. Мутилин выражает восхищение духом любви и соборности на нынешнем Всезарубежном Соборе.
Протоиерей Николай Карыпов считает, что именно этой соборностью и свободой мы можем скромно помочь Церкви в России.
Протоиерей Давид Мозер особенно благодарен докладчику за его слова, посвященные вопросу просвещения инославных, ставших по принятии православия весомой частью РПЦЗ. Он спрашивает: что мы можем предложить Церкви в России?
Протоиерей Николай отвечает: опыт устроения церковной жизни. А в отношении молитвы мы значительно уступаем верующим в России.
Протоиерей Давид отмечает, что наша Церковь значительно меньше Церкви в России, но маленький рычаг может помочь сдвинуть что-то гораздо большее.
Протоиерей Николай Карыпов говорит об опыте жизни Зарубежной Церкви в плюралистическом обществе. У нас выработан некий иммунитет к воздействию «внешних». Этим опытом мы можем поделиться с Россией.
Иерей Михаил Любощинский определяет термин «сергианство» следующим образом: использование Церкви для прикрытия, легитимизации преступных действий государства и его функционеров. Если человек принимает эту концепцию, то для него закрыто покаяние, а без покаяния невозможно спасение. Концепция допустимости греха, «полезного» Церкви, включает в себя и экуменизм, и «сергианство».
Ю. И. Шидловский спрашивает: с кем мы разговариваем? С кем мы будем подписывать соглашение об объединении – с Русской Церковью или с РПЦ МП?
Протоиерей Александр Лебедев говорит, что он весьма рад вопросу г. Шидловского. Он рекомендует последнему найти на него ответ в Окружном послании Архиерейского Собора РПЦЗ 1933 года. Что до термина «Матерь-Церковь», то его можно обнаружить в наших соборных документах (посланиях) еще в 1927 году.