Размер шрифта
-
+

Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 1

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и Высокопреосвященнейшего Митрополита ИЛАРИОНА, Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви


© Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Предисловие к изданию

Пять лет тому назад, 17 мая 2007 года, в день праздника Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. Этим Актом был положен конец разделению в Поместной Русской Церкви.

За год до этого исторического события в городе Сан-Франциско, где в начале XX века святительствовал архиепископ Северо-Американский Тихон, будущий всероссийский Патриархисповедник, состоялось уникальное событие, которое сразу заняло особое место в истории Русской Церкви. В кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте» – храме, связанном с именем великого чудотворца русского рассеяния святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), – под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, открылся IV Всезарубежный Собор Русской Зарубежной Церкви.

В светлые пасхальные дни мая 2006 года со всего мира съехались архиереи, священники и миряне – представители всех епархий Русской Зарубежной Церкви, а также многочисленные церковно-общественные деятели. Участникам предстояло обсудить два насущных вопроса: урегулирование отношений между двумя частями Русской Церкви – в Отечестве и за рубежом – и дальнейшая миссия и служение Зарубежной Церкви в современном мире.

Во время церемонии открытия Собора в храм была внесена Одигитрия русского зарубежья – Курско-Коренная икона Божией Матери, которую участники встретили всенародным пением Богородичного тропаря «Яко необоримую стену».

В предшествующие Собору дни было немало разногласий, переживаний, волнений, была даже попытка сорвать созыв Собора или по крайней мере его отложить.

Первые дни Собора были также весьма напряженными, а к среде 10 мая 2006 года, третьему дню заседаний, сложилось впечатление, что невозможно будет достичь не только единения, но даже взаимопонимания. Атмосфера достигла такого накала, что отдельные лица были готовы объявить о своем недоверии Священноначалию и лично Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Лавру. Раскол, казалось, был неизбежен.

И здесь произошло то, что неоднократно происходило в церковной истории, а именно – чудо тайны Церкви и действия благодати Святого Духа в ней. Ежедневным совершением Божественной литургии, предстательством Необоримой Стены в Ее чудотворной Курско-Коренной иконе и святителя Иоанна в его мощах, молитвами членов Собора и сотен тысяч болеющих за судьбу Русской Церкви православных христиан по всем миру – в России, Сербии, Иерусалиме, Грузии, на Афоне, в странах русского рассеяния – невозможное стало возможным.

В четверг 11 мая 2006 года участники IV Всезарубежного Собора единодушно заявили, что проявляют всецелое доверие и любовь ко своему Первоиерарху Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору и засвидетельствовали, что склонятся перед волей Божией и подчинятся решениям предстоящего Архиерейского Собора. В Резолюции Собора его участники выразили свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви – между ее частями в Отечестве и за рубежом.

Этот благодатный день вошел в историю Русской Церкви как день принятия решения о восстановлении русского церковного единства.

В Русской Зарубежной Церкви сохранилась традиция ведения подробных соборных и синодальных протоколов. Это позволяет последующим поколениям православных и церковным историкам не только живо представить ход совершающихся событий, но и почувствовать личность каждого выступающего, его эрудицию и подход. Читатель становится свидетелем не только того, как по-человечески драматично проходит обсуждение соборных вопросов, но и того, как в соборном процессе действует Божественная Сила, как под воздействием Духа Святого «преображаются» участники Собора.

Страница 1