Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 4
Всезарубежный Собор будет предположительно проходить при Скорбященском соборе в городе Сан-Франциско в мае 2006 года.
Митрополит Лавр,
Председатель Архиерейского Синода
Епископ Гавриил,
Секретарь Архиерейского Синода
17 февраля/2 марта 2005 г.
Публикации членов Предсоборной комиссии в преддверии IV Всезарубежного Собора
О предстоящем Всезарубежном Соборе
С 6 по 14 мая сего года в городе Сан-Франциско состоится событие особой важности в жизни Русской Православной Церкви Заграницей – четвертый по счету Всезарубежный Собор с участием епископата, клира и мирян. Созыв Соборов такого рода – весьма редкое явление в жизни нашей Церкви. Предшествующие Всезарубежные Соборы Русской Православной Церкви Заграницей состоялись в 1921, 1938 и 1974 годах.
Что собою представляет Всезарубежный Собор?
По «Положению о Русской Православной Церкви Заграницей» (утвержденному Собором Епископов от 1956 года и определением Собора от 1964 года): «Параграф 12. В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председательством Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, происходящим одновременно или непосредственно по окончании Всезарубежного Церковного Собора».
Таким образом, Всезарубежный Собор имеет важное в жизни Церкви совещательное значение, но его постановления вступают в силу только после одобрения и утверждения Собором Епископов. Этот характер Всезарубежного Собора был отмечен Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким) в 1935 году, незадолго до его кончины: «Само собой разумеется, что, говоря о такой пользе участия клира и мирян в соборной работе, мы отнюдь не имеем в виду осуществления какой-то церковно-демократической программы. Иерархический надзор и право, или, точнее, – обязанность, епископов произносить решающее слово должны в соответствии со св. канонами и практикой последних русских Соборов оставаться незыблемыми» (из доклада Архиерейскому Синоду о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян, 2/15 января 1935 г.).
Приснопамятный Архиепископ Аверкий (Таушев) подобным же образом писал о значении Всезарубежного Собора: «Ради укрепления и утверждения такого единомыслия и единодушия и совместной дружной и согласованной работы на пользу всей Церкви и созываются такие Соборы, в которых участвуют все члены Церкви. И хотя, повторяем, управляют Церковью одни епископы, но и епископам весьма важно и полезно знать, как настроены и что думают о том или ином явлении в жизни Церкви клирики и миряне, дабы принять все это во внимание, ради блага Церкви и лучшего ее руководства и окормления. Признаваемый великим отцом Церкви св. Киприан Карфагенский, утверждавший, что “Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе, и кто не с Епископом, тот и не в Церкви”, вместе с тем подчеркивал, что “Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере”, и своим пресвитерам и диаконам писал: “С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа”» (Православная Русь. № 16. 1974. С. 4).