Размер шрифта
-
+

Деньги Ватикана. Тайная история церковных финансов

1

Hans Küng, The Catholic Church: A Short History (New York, 2001), p. 181.

2

Message of Pope Paul VI, Celebration of the Day of Peace, January 1, 1972, www.vatican.va.

3

Luigi Accattoli, When a Pope Asks for Forgiveness: The Mea Culpa’s of John Paul II (Boston, 1998), p. 96.

4

Ibid., p. 118.

5

James Gollin, Worldly Goods (New York, 1971), p. 492.

6

Sam Dillon and Leslie Wayne, “Scandals in the Church: The Money,” New York Times, June 13, 2002.

7

Ibid.

8

Brian Ross, “Archbishop Settles Sex Assault Claim”, Good Morning America, May 23, 2002.

9

Tom Heinan, “Rome Endowments to Honor Weakland”, Milwaukee Journal Sentinel, November 22, 1997.

10

Rembert G. Weakland, A Pilgrim in a Pilgrim Church: Memoirs of a Catholic Archbishop (Grand Rapids, MI, 2009), p. 341. Рассказ Уи-кленда о его попытке договориться с Полом Марком, у которого я брал интервью для расследования, проводимого ABC News, отражает его жалость к себе в сочетании с удивительными фактическими неточностями.

11

James A. Brundage, Law, Sex, and Christian Society in Medieval Europe (Chicago, 1987), p. 214.

12

Douglas MacMillan, “A Business Plan for the Catholic Church”, Business– Week, September 30, 2008.

13

The Catholic Church in America – Meeting Real Needs in Your Neighborhood (Washington, DC: United States Conference of Catholic Bishops, 2002), pp. 13–14.

14

Из телефонного интервью с Харрисом, которому предшествовала обстоятельная беседа о том, как он интерпретирует имеющиеся данные.

15

Харрис использовал данные Центра прикладных исследований Апостолата при Университете Джорджтауна (ЦПИА). Он так объяснил свою методику: «Подсчеты суммы воскресных сборов с 2002 по 2006 год происходили следующим образом. ЦПИА ежегодно собирал сведения о сборах с членов Международного католического совета управления. Кроме этого, члены ЦПИА проводили подсчет католических семей по диоцезиям. Для этого они выделили семь регионов: Северо-Восток, Южная Атлантика, Юг, Великие озера, Средний Запад, Горы и Тихоокеанский регион. Сначала мы подсчитали среднюю сумму пожертвований по диоцезиям в каждой диоцезии, готовой с нами сотрудничать. Затем мы помножили средние цифры на количество семей в диоцезиях, которые не предоставили отчета о сборах. Затем мы сложили данные поступивших отчетов с просчитанными нами данными, чтобы оценить общую сумму сборов каждой диоцезии региона. Эту работу мы проделали для каждого региона, чтобы подсчитать общую сумму сборов для пятидесяти штатов и округа Колумбия.

16

John Jay College of Criminal Justice, The Nature and Scope of the Problems of Sexual Abuse of Minors by Catholic Priests and Deacons in the United States (Washington, DC: United States Conference of Catholic Bishops, 2004), p. 105, table 6.

17

Joseph Claude Harris, “The Sexual Abuse Scandal in the United States: What It Cost” (неопубликованная рукопись, 2010). Подсчеты Харриса основаны на данных ежегодных исследований ЦПИА, связанных с сексуальными скандалами.

18

В личной беседе с автором данной книги Мэри Готье, доктор философии, сотрудница ЦПИА, объяснила это противоречие так: «Диоцезии по-разному пишут свои отчеты для The Offi cial Catholic Directory, откуда и поступают эти данные. Скажем, если в диоцезии три прихода сливаются в один, нужно написать, что закрыто три прихода и один открыт. Слишком часто они этого не учитывают». Тем не менее «новый» приход, созданный из нескольких прежних, не то же самое, что церковь, которую строят, чтобы она стала католическим приходом.

19

James Freeman, “Pennies Backed by Heaven”, Wall Street Journal, May 16, 2008.

20

Ralph Cipriano, “Lavish Spending in Archdiocese Skips Inner City”, National Catholic Reporter, June 19, 1998.

21

“A Continuous, Concerted Campaign of Cover– up”, excerpts from the Grand Jury’s Report, Philadelphia Inquirer, September 22, 2005.

22

Robert West and Charles Zech, “Internal Financial Controls in the U.S. Church” (Villanova, PA: Villanova University, Center for the Study of Church Management, January 2007).

23

Susan Spencer-Wendel, “Bookkeepers Believed Priest Was Skimming from Church”, Palm Beach Post, February 18, 2009; and “Jury Finds Priest Stole Collections”, Palm Beach Post, February 23, 2009.

24

Anemona Hartocollis, “Monsignor Gets 4-Year Sentence for Large Thefts from His East Side Parish”, New York Times, September 23, 2006; Associated Press, “N.Y. Church Sues Insurer Over $1.2 Million Thefts Blamed on Priest”, Insurance Journal, January 26, 2005; Veronika Belenkaya, “Priest Who Swindled East Side Parish Released from Prison”, New York Daily News, September 22, 2007.

25

Майкл Райен опирается на данные о количестве прихожан аффилированного центра ЦПИА при Университете Джорджтауна, а данные о финансах почерпнул из отчетов в СМИ, которые он собирал на протяжении более двадцати лет, изучая феномен присвоения денег в Католической церкви. Он делает вывод, что в 2010 календарном году потери в результате присвоения составили около $90 миллионов.

Райен пишет: «Иногда в статьях о конкретных финансовых преступлениях говорится о том, что украденные деньги возвращает диоцезия, выполняющая функцию своей собственной страховой компании. Сомневаюсь в том, что какая-либо коммерческая страховая компания согласится защищать приход или определенную диоцезию, не потребовав от них принятия вполне доступных мер, которые бы предотвратили любого рода присвоение сборов. При обнаружении присвоения страховщику нередко приходится выплачивать огромные суммы денег, а многие официальные представители диоцезии в таких случаях спешат заявить, что потери, понесенные пострадавшим приходом, покрыты структурами страхования. Но, платят ли в этом случае коммерческие страховщики или фонды дио-цезии, это все равно потеря, и такие случаи следует предотвращать».

Райен продолжает: «Вывод о том, что в 2010 году было потеряно $90 миллионов сборов, основан на следующих расчетах. В среднем присвоение сборов составляет $25 тысяч, или около $500 в неделю, и в любой данный момент такое присвоение происходит в 20 процентах приходов. 20 процентов от 17 958 (данные ЦПИА на 2010 год) американских приходов – это 3592 прихода. Умножив их число на среднюю потерю от присвоения в приходе, мы получим $89,8 миллиона – потери одного только 2010 года.

Были подсчитаны потери других годов (1965, 1974, 1975, 1984 и т. д.) на основе базового 2010 года с $89,8 миллиона потерь с учетом индекса потребительских цен, чтобы установить эквивалент стоимости доллара для каждого из ключевых годов. Средняя потеря за несколько лет между ключевыми годами была вычислена следующим образом: мы сложили потери начального и конечного года и поделили сумму на два».


Оценка потерь в результате присвоения сборов в Католической церкви США

Суммарные потери за 1965–2010 годы составляют: $2,317,036,000


* Ежегодные потери высчитываются на основании предпосылки, что в 20 % существующих приходов в среднем потеряли по $25,000 в 2010 календарном году. Потери других лет, отображенные в левом столбце, были вычислены с учетом индекса потребительских цен на 2010 календарный год.

† Центр прикладных исследований Апостолата, http://cara. georgetown.edu/CARA Services/requestedchurchstats.html.

‡Вычислено на основании тенденций, на которые указывают данные ЦПИА.

Estimated from trend refl ected by CARA fi gures.

26

Alan Gomez, “Bishops Look at Fleecings of Flocks”, USA Today, February 18, 2007.

27

Julie Shaw, “Priest Admits Stealing from School: Sex Abuse, Drug Use Alleged”, Philadelphia Daily News, March 10, 2009; Joseph A. Slobodzian, “Judge Calls Priest Liar; Sends Him to Prison for $900,000 Theft”, Philadelphia Inquirer, May 22, 2009.

28

Andrew Greeley and William McManus, Catholic Contributions: Sociology and Policy (Chicago, 1985), pp. 2–3.

29

Данные исследования Joseph Claude Harris, The Cost of Catholic Parishes and Schools (Kansas City, MO, 1996) приводятся по Charles E. Zech, Why Catholics Don’t Give. . and What Can Be Done About It (Huntington, IN, 2000), p. 13.

30

Zech, Why Catholics Don’t Give, p. 71.

31

Джек Рул (Jack Ruhl), личная беседа с автором.

32

См. “Mercer Actuarial Study”, National Religious Retirement Office, www.nccbuscc.org/nrro.

33

Fred Kammer, SJ, “The Jaynotes Interview”, Jaynotes: The Magazine of Jesuit High School in New Orleans, Graduation 2008 34, no. 2 (2008): 28.

34

Fred Kammer, SJ, Faith. Works. Wonders. An Insider’s Guide to Catholic Charities (Eugene, OR, 2009), pp. 63–64.

35

Cindy Wooden, “2006 Vatican Budget Closes with Surplus; Peter’s Pence up $42 Million”, Catholic News Service, July 6, 2007.

36

Robert Mickens, “Church with a Midas Touch”, The Tablet, September 27, 2008.

37

The Nature and Scope of the Problems of Sexual Abuse of Minors by Catholic Priests and Deacons in the United States. В отчете была приведена заниженная цифра количества жертв; исследователи John Jay не провели интервью с обвинителями, обладавшими большим опытом в подобных процессах, отчеты епископов не снабжены перекрестными ссылками на данные групп помощи жертвам сексуальных преступлений, совершенных священниками. Глубокий анализ этого отчета – см. Mary Gail Frawley O’Dea, Perversion of Power: Sexual Abuse in the Catholic Church (Nashville, 2007).

38

Walter V. Robinson and Michael Rezendes, “Geoghan Victims Agree to $10m Settlement”, Boston Globe, September 19, 2002; Kevin Cullen and Stephen Kurkjian, “Church in an $85 Million Accord”, Boston Globe, September 10, 2003. Всего адвокаты требовали выплатить $85 миллионов в пользу 542 жертв. Позже архидиоцезия договорилась с некоторыми жертвами, которые подавали свои иски без помощи юристов, так что в целом ей пришлось заплатить $90 552 жертвам.

39

Краткая история расследования – см. Boston Globe Investigative Staff, Betrayal: The Crisis of the Catholic Church (New York, 2002). Авторы – Matt Carroll, Kevin Cullen, Thomas Farragher, Stephen Kurkjian, Michael Paulson, Sacha Pfeiff er, Michael Rezendes, Spotlight Team Editor Walter V. Robinson – и исполняющий обязанности ответственного редактора Ben Bradlee Jr. совместно получили Пулит-церовскую премию за 2003 год и другие награды.

40

Michael Paulson, “Diocese to Mortgage Seminary, Cathedral”, Boston Globe, December 9, 2003.

41

Phyllis Berman and Lea Goldman, “Catholics in Crisis”, Forbes, September 19, 2005.

42

Michael Paulson, “Diocesan Headquarters Sold to BC”, Boston Globe, April 21, 2004.

43

Marie Roth, генеалогическое древо и личная беседа с автором, 16 мая, 2009.

44

Paul L. Williams, The Vatican Exposed: Money, Murder, and the Mafi a (Amherst, NY, 2003), p. 81.

45

John Pollard, Catholicism in Modern Italy: Religion, Society and Politics Since 1861 (New York, 2008), p. 122.

46

Thomas Powers, The Man Who Kept the Secrets: Richard Helms and the CIA (New York, 1979), p. 31.

47

Tim Weiner, Legacy of Ashes (New York, 2007), p. 27.

48

Ibid.

49

John Cornwell, Hitler’s Pope: The Secret History of Pius XII (New York, 1999), p. 329.

50

John Cooney, The American Pope: The Life and Times of Francis Cardinal Spellman (New York, 1984), pp. 159–60.

51

John Cooney, The American Pope: The Life and Times of Francis Cardinal Spellman (New York, 1984), pp. 159–60.

52

Weiner, Legacy of Ashes, p. 27.

53

Christopher Duggan, The Force of Destiny: A History of Italy Since 1796 (London, 2007), p. 478.

54

Thomas H. O’Connor, The Hub: Boston Past and Present (Boston, 2001), p. 8.

55

Thomas H. O’Connor, Boston Catholics: A History of the Church and Its People (Boston, 1998), pp. 4–5.

56

O’Connor, The Hub, pp. 33–35.

57

J. Anthony Lukas, Common Ground (New York, 1985), p. 75.

58

О французских миссионерах и первой католической церкви см. O’Connor, Boston Catholics, pp. 19–22, 24; о беспорядках см. O’Connor, The Hub, p. 150.

59

О протестантском Чарльзтауне см. Lukas, Common Ground, p. 76; о проповеди Бичера см. James Hennessey, SJ, American Catholics: A History of the Roman Catholic Community in the United States (New York, 1981), p. 122; о пьяных поджигателях см. Charles R. Morris, American Catholic: The Saints and Sinners Who Built America’s Most Powerful Church (New York, 1997), pp. 56–57.

60

О великом голоде см. R. F. Foster, Modern Ireland: 1600–1972 (London, 1989), p. 345. Цитату из Bunker Hill Aurora приводит Lukas, Common Ground, p. 77.

61

St. Catherine of Siena Parish, Ninetieth Anniversary Celebration, 1887–1977 (Boston, 1977), no page numbers.

62

Thomas H. O’Connor, The Boston Irish: A Political History (Boston, 1995), p. 150.

63

John Henry Cutler, Cardinal Cushing of Boston (New York, 1970), p. 214.

64

Lukas, Common Ground, p. 25.

65

Cutler, Cardinal Cushing, p. 82.

66

См. Jason Berry and Gerald Renner, Vows of Silence: The Abuse of Power in the Papacy of John Paul II (New York, 2004), p. 65.

67

Dante Alighieri, The Divine Comedy: The Purgatorio, trans. John Ciardi (New York, 2003), p. 431, canto XVII.

68

“Papal Donations Bring Hope to Needy Worldwide”, Catholic News Agency, July 22, 2010.

69

Как об этом говорит USCCB.org, сайт Конференции католических епископов США, «лепта Петра предназначена на благотворительность, она дает Святейшему Отцу средства для оказания неотложной помощи жертвам природных катастроф, войны, угнетения и эпидемий».

70

Информация с сайта www.thepapalfoundation.com

71

Алессандро Спечиале (Alessandro Speciale) также работает для службы религиозных новостей в Риме, среди прочего, он помогал мне собирать материалы для данной книги.

72

О долгах Ватикана см. Communiqué on the Fifth Meeting of the Council of Cardinals for Studying the Organizational and Economic Questions of the Holy See, Press Offi ce, March 9, 1985; перевод из L’Osservatore Romano с итальянского на английский от 10 марта 1985. Данные о размере дефицита см. Holy See General Final Balance Sheet and Profi t and Loss Account, 1985, p. 7. Копии обоих документов мне предоставил помощник.

73

Philip Willan, The Last Supper: The Mafi a, the Masons, and the Killing of Roberto Calvi (London, 2007).

74

“Outline of Remarks by Cardinal Krol on Vatican Defi cit”, November 18, 1987, не опубликовано.

75

Praefectura Rerum Oeconomicarum Sanctae Sedis, Statement of Income and Expenditure of the Holy See, Year 1987. Конкретные цифры взяты из трехстраничного письма, начинающегося с обращения “Dear Brother Bishops”, от 14 октября, 1988, которое подписали семеро кардиналов: Krol of Philadelphia; John O’Connor of New York; Edward Clancy of Sydney; Albert Decourtray of Lyon; Joseph Cordeiro of Karachi; Eugenio de Araújo Sales of Rio de Janeiro; and Paul Zoungrana of Ouagadougou. Копии документов мне предоставил помощник.

76

Thomas J. Reese, SJ, A Flock of Shepherds: The National Conference of Catholic Bishops (Kansas City, MO, 1992), p. 282.

77

Jerry Filteau, “Vatican’s Financial Head Says Catholics Not Giving What They Can”, Catholic News Service, November 12, 1991.

78

Sandro Magister, “For Peter’s Cash, a Calm Amid the Storm”, trans. Matthew Sherry, January 30, 2009, www.chiesa.espressonline.it.

79

О размерах лепты Петра см. Peter R. D’Agostino, Rome in America (Chapel Hill, NC, 2004), p. 31. О недвижимости в Риме см. John F. Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy (Cambridge, UK, 2005), p. 62.

80

Nicholas P. Cafardi, “The Availability of Parish Assets for Diocesan Debts: A Canonical Analysis”, Seton Hall Legislative Journal 29, no. 2 (2004–2005), p. 362.

81

David I. Kertzer, The Kidnapping of Edgardo Mortara (New York, 1998), p. 15.

82

Eamon Duff y, Saints and Sinners: A History of the Popes (New Haven, CT, 2006), p. 286.

83

David Kertzer, беседа с автором по телефону 8 мая 2009. См. также David I. Kertzer, The Popes Against the Jews: The Vatican’s Role in the Rise of Modern Anti– Semitism (New York, 2001), chap. 3.

84

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, p. 24.

85

Charles Dickens, Pictures from Italy (New York, 1974), p. 165.

86

Tommaso Astarita, Between Salt Water and Holy Water: A History of Southern Italy (New York, 2005), p. 75.

87

Massimo Franco, Parallel Empires: The Vatican and the United States– Two Centuries of Alliance and Confl ict (New York, 2008), p. 32.

88

Kertzer, The Popes Against the Jews, p. 79.

89

James Carroll, Constantine’s Sword: The Church and the Jews (New York, 2001), p. 379.

90

Kertzer, The Popes Against the Jews, p. 115.

91

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, pp. 32–33.

92

“Peter’s Pence”, www.britannica.com.

93

D’Agostino, Rome in America, p. 31.

94

James M. O’Toole, The Faithful: A History of Catholics in America (Cambridge, MA, 2008), p. 132.

95

David I. Kertzer, Prisoner of the Vatican: The Popes’ Secret Plot to Capture Rome from the New Italian State (Boston, 2004), p. 5.

96

Kertzer, The Kidnapping of Edgardo Mortara, p. 79, цитируется по Jan Derek Holmes’s The Triumph of the Holy See (Shepherdstown, WV, 1978).

97

Anthony Rhodes, The Power of Rome in the Twentieth Century: The Vatican and the Age of Liberal Democracies, 1870–1922 (London, 1983), pp. 36–37.

98

Duff y, Saints and Sinners, p. 289.

99

Ibid., pp. 293–94.

100

“Peter’s Pence”, New York Times, December 4, 1860.

101

John F. Pollard, Catholicism in Modern Italy: Religion, Society and Politics Since 1861 (New York, 2008), p. 22; Kertzer, Prisoner of the Vatican, p. 24.

102

Garry Wills, Papal Sin (New York, 2000), p. 74.

103

Duff y, Saints and Sinners, p. 228.

104

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, pp. 32–33.

105

J. N. D. Kelly, The Oxford Dictionary of Popes (Oxford, 1986), pp. 314–16. О сумме 3.5 миллиона лир см. Duff y, Saints and Sinners, p. 233.

106

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, p. 39.

107

Kertzer, Prisoner of the Vatican, p. 19.

108

Ibid., p. 26.

109

Ibid., p. 31.

110

Gertrude Himmelfarb, Lord Acton: A Study in Conscience and Politics (London, 1952), p. 102, объясняет, что в Папской области было шестьдесят два епископа, которые были представителями 700 тысяч человек, тогда как один польский епископ представлял 1,7 миллиона католиков Польши. «Оказалось, что по папской статистике двадцать обученных немцев значили меньше, чем один необразованный итальянец».

111

Wills, Papal Sin, pp. 249–56.

112

Ibid., p. 215.

113

Corrado Pallenberg, Vatican Finances (London, 1971), p. 59.

114

Hans Küng, Infallible? An Unresolved Enquiry (New York, 1994), pp. 145–146.

115

Pallenberg, Vatican Finances, p. 32.

116

Ibid., p. 33.

117

Kertzer, Prisoner of the Vatican, p. 132.

118

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, p. 51.

119

D’Agostino, Rome in America, pp. 61, 78.

120

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, p. 51.

121

Rhodes, The Power of Rome, p. 76.

122

Kertzer, The Popes Against the Jews, p. 192.

123

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, p. 360.

124

James M. O’Toole, Militant and Triumphant: William Henry O’Connell and the Catholic Church in Boston, 1859–1944 (Notre Dame, IN, 1992), p. 16.

125

Ibid., p. 11.

126

Ibid., pp. 34, 39.

127

Ibid., pp. 56–57.

128

Charles R. Morris, American Catholic: The Saints and Sinners Who Built America’s Most Powerful Church (New York, 1997), p. 114.

129

Ibid., pp. 103, 93.

130

John Cooney, The American Pope: The Life and Times of Francis Cardinal Spellman (New York, 1984), p. 24.

131

O’Toole, Militant and Triumphant, p. 182.

132

Ibid., p. 186.

133

Ibid., p. 193.

134

Kelly, The Oxford Dictionary of Popes, pp. 314–16; Duff y, Saints and Sinners, p. 333.

135

John F. Pollard, The Unknown Pope: Benedict XV (1914–1922) and the Pursuit of Peace (London, 1999), p. 122.

136

Christopher Duggan, The Force of Destiny: A History of Italy Since 1796 (London, 2007), p. 399.

137

Ibid., p. 400.

138

Pollard, The Unknown Pope, p. 146.

139

John Henry Cutler, Cardinal Cushing of Boston (New York, 1970), p. 63.

140

Edward R. Kantowicz, Corporation Sole: Cardinal Mundelein and Chicago Catholicism (Notre Dame, IN, 1983), p. 42.

141

Ibid., p. 39.

142

Morris, American Catholic, pp. 163, 187.

143

Ibid., p. 168.

144

Ibid., p. 171.

145

Ibid., pp. 186–187.

146

Kertzer, The Popes Against the Jews, p. 241.

147

George Seldes, The Vatican: Yesterday, Today and Tomorrow (New York, 1934), p. 326.

148

Ibid., p. 330.

149

Ibid., p. 426.

150

Donald Sassoon, Mussolini and the Rise of Fascism (New York, 2007), p. 85.

151

Ibid., p. 427.

152

Duff y, Saints and Sinners, p. 337. Курсив наш.

153

Cooney, The American Pope, p. 39.

154

Duff y, Saints and Sinners, p. 339.

155

Emilio Gentile, The Sacralization of Politics in Fascist Italy (Cambridge, MA, 1996), p. 59.

156

Duff y, Saints and Sinners, p. 339.

157

Peter Godman, Hitler and the Vatican: Inside the Secret Archives That Reveal the New Story of the Nazis and the Church (New York, 2004), p. 27.

158

Ronald J. Rychlak, Hitler, the War, and the Pope (Huntington, IN, 2010), p. 73.

159

James Gollin, Worldly Goods (New York, 1971), pp. 439, 441.

160

John Cornwell, Hitler’s Pope: The Secret History of Pius XII (New York, 1999), p. 190.

161

См. George Seldes, The Catholic Crisis (New York, 1945); D’Agostino, Rome in America.

162

Pollard, Money and the Rise of the Modern Papacy, p. 186; see also Gollin, Worldly Goods, pp. 449–454.

163

Duff y, Saints and Sinners, pp. 343–345.

164

Rabbi David G. Dalin, The Myth of Hitler’s Pope (New York, 2005), pp. 55–56; Rychlak, Hitler, the War, and the Pope, p. 317.

165

Cornwell, Hitler’s Pope, p. 295.

166

Ronald Rychlak in Hitler, the War, and the Pope и Rabbi David Dalin in The Myth of Hitler’s Pope решительно критикуют выводы Корнвелла.

167

Eric O. Hansen, The Catholic Church in World Politics (Princeton, NJ, 1987), p. 81.

168

Jack Thomas, “Scandal Darkens a Bright Career”, Boston Globe, April 14, 2002.

169

John Allen, Conclave (New York, 2004), p. 29.

170

Bruce Teague, беседа с автором.

171

Boston Globe Investigative Staff, Betrayal: The Crisis of the Catholic Church (New York, 2002), p. 146.

172

Andrea Estes, “Vatican Reverses Kennedy Ruling”, Boston Globe, June 21, 2007.

173

Steve Marantz, “Law Raps Ex– priest Coverage”, Boston Globe, May 24, 1992.

174

Channing Thieme, интервью по электронной почте. С тех пор художница вступила в брак и носит другую фамилию, так что она известна как Channing Penna.

175

Art Austin, е-мейл, посланный автору 18 марта 2002.

176

Jason Berry and Gerald Renner, Vows of Silence: The Abuse of Power in the Priesthood of John Paul II (New York, 2004), p. 89.

177

Robert Blair Kaiser, A Church in Search of Itself: Benedict XVI and the Battle for the Future (New York, 2006), pp. 68–69.

178

Allen, Conclave, p. 163.

179

John L. Allen Jr., “Vatican Defends Church’s Handling of Sexual Abuse Allegations”, National Catholic Reporter, March 29, 2002. На этой пресс-конференции Кастрилльон приводил следующие цифры: у 3 процентов священников существует «наклонность» к сексуальным преступлениям, но их совершает лишь 0,3 процента. Он взял эти данные из книги Philip Jenkins, Pedophiles and Priests (New York, 1996), автор которой, в свою очередь, ссылается на одно исследование среди священников Чикаго 1992 года. Это означало, что кардинал приводит данные десятилетней давности. Отчет A Report on the Crisis in the Catholic Church in the United States, by Robert S. Bennett et al., prepared by the National Review Board for the Protection of Children and Young People (Washington, DC: United States Conference of Catholic Bishops, 2004) говорит о цифре в 4 процента среди американских священников.

180

О переписке Кастрилльона см. Jason Berry, “Vatican Cardinal Bucked U.S. Bishop on Abuse”, National Catholic Reporter, April 22, 2010; Patty Machelor, “Moreno Struggled to Defrock 2 Priests”, Arizona Daily Star, April 1, 2010. См. также Berry and Renner, Vows of Silence, 234–35; Michael Rezendes, “Ariz. Abuse Case Names Bishops, 2 Priests”, Boston Globe, August 20, 2002. Переписка Кастрилльона доступна для ознакомления на сайте www.natcath.org

181

Телефонная беседа с Lynne Cadigan, 13 мая 2010.

182

Berry and Renner, Vows of Silence, pp. 65–66.

183

John Allen, “Catholic Vatican Summit Produces Flawed Document”, National Catholic Reporter, May 10, 2002.

184

Berry and Renner, Vows of Silence, pp. 65–66.

185

Nicholas P. Cafardi, “The Scandal of Secrecy”, Commonweal, August 13, 2010.

186

Laurie Goodstein and David M. Halbfi nger, “Church Offi ce Failed to Act on Abuse Scandal”, New York Times, July 1, 2010.

187

Папский документ был motu proprio, что означает написанный «собственноручно» или «по инициативе» папы, что указывает на прямое участие понтифика. Однако доступные материалы о папе Иоанне Павле II, включая биографии Jonathan Kwitny и George Weigel, та близорукость, с какой папа поддерживал Марсиаля Ма-сьеля несмотря на все выдвинутые против того обвинения, его пассивность в деле кардинала Ганса Германна Гроэра, архиепископа Вены, покинувшего свой пост в 1995 году после обвинений со стороны бывших семинаристов, – все это свидетельствует о том, что он рассматривал преступления священников как некое случайное явление. Нравственный фундаменталист Ратцингер испытывал глубокое отвращение к этой теме – хотя он не мог предвидеть, каким взрывом все это обернется в Бостоне, – и настаивал на том, что каноническим решением этих проблем должен заниматься Ватикан, тем самым поддерживая папу. В статье, напечатанной в New York Times (см. примечание 18), журналисты Goodstein и Halbfi nger отмечают, что Ратцингер пользовался огромным авторитетом и мог бы им воспользоваться еще тогда. Они подтверждают это мнение весомыми доводами.

188

John Thavis, “CDF Offi cial Details Response to Sex Abuse”, Catholic News Service, National Catholic Reporter, March 16, 2010. Работающий в Конгрегации монсеньор Charles Scicluna сообщил, что только в 10 процентах случаев речь шла о детях препубертатного возраста, а в 60 процентах дела касались священников, жертвами которых стали мальчики-подростки.

189

John Thavis, “Doctrinal Congregation Takes Control of Priestly Pedophilia Cases”, Catholic News Service, December 5, 2001.

190

David Gibson, The Coming Catholic Church (San Francisco, 2003), p. 22.

191

David France, Our Fathers (New York, 2004), p. 423.

192

Ibid., p. 430.

193

Jack Sullivan and Eric Convey, “Land Rich: Archdiocese Owns Millions in Unused Property”, Boston Herald, August 27, 2002. Адвокаты истцов призывали к ответу Лоу, а не архидиоцезию. С юридической точки зрения кардинал был единоличной корпорацией, то есть имел власть распоряжаться всеми активами церкви. По законам Массачусетса благотворительные организации не вправе возмещать убытки на сумму свыше $20 тысяч. Но если члены организации получают зарплату, можно подавать иски против кого-то из них лично. Гарабедьян подавал иски против Лоу и других иерархов, хотя те могли расплачиваться деньгами церкви и ее страховщиков.

194

Michael Paulson, “After Abuse Scandals Many Priests Tread Warily”, Boston Globe, January 13, 2002.

195

Michael Rezendes and Thomas Farragher, “Archdiocese Mortgages Law’s Home to Pay Debt”, Boston Globe, September 28, 2002.

196

Выражение Кинга взято из Stewart Burns, To the Mountaintop: Martin Luther King Jr.’s Mission to Save America (San Francisco, 2004), p. 27. Мысли Боуэрса из его неопубликованной статьи, используются с разрешения автора.

197

Michael Paulson, “58 Priests Send a Letter Urging Cardinal to Resign”, Boston Globe, December 10, 2002.

198

Michael Rezendes and Walter V. Robinson, “Lennon Picks Sites for Sale, Eyes Court Test in Abuse Cases”, Boston Globe, December 23, 2002.

199

Walter V. Robinson and Matt Carroll, “Lennon Is Viewed as Skilled Manager”, Boston Globe, December 14, 2002.

200

Kevin Cullen, “Legends on the Waterfront”, Boston Globe, July 25, 2004. Имя политика Billy Bolger.

201

Brian Wallace, интервью по телефону и электронной почте с автором, 24 августа 2009; Megan Tench, “4 Accuse Bishop of Breaking Promise”, Boston Globe, June 28, 2003.

202

Megan Tench and Anand Vaishnav, “Catholic School in South Boston to Close”, Boston Globe, June 11, 2003.

203

V. Val Mulcahy, “The Case for a Single Parish” (unpublished), March 12, 2004, p. 3.

204

Ibid.

205

Michael Paulson, “65 Parishes to Be Closed”, Boston Globe, May 26, 2004.

206

Michael Paulson, “Pope Names Law to Ceremonial Position in Rome”, Boston Globe, May 28, 2004.

207

“Pastors Meet with O’Malley About Church Closings”, WCVB Boston, www.thebostonchannel.com, May 27, 2004.

208

Michael Paulson, “Church Off ers Guidance on Closings”, Boston Globe, May 28, 2004.

209

О последствиях скандала в Фолл-Ривер см. сайт www. bishopaccountability.org/diocese. См. также also Sean Gonsalves, “Diocese Details Abuse”, Cape Cod Times, February 21, 2004.

210

Дойль (Tom Doyle) вместе с юристом F. Ray Mouton и Michael Peterson, священником, психиатром и основателем Института св. Луки в 1985 году написал отчет на девяносто трех страницах о кризисе с педофилией, который Peterson разослал епископам. См. Jason Berry, Lead Us Not into Temptation (New York, 1992), pp. 98–103.

211

Betty Clermont, The Neo Catholics: Implementing Christian Nationalism in America (Atlanta, 2009), p. 21.

212

Martin Lee, “Their Will Be Done”, Mother Jones, July/August 1983.

213

Mary McLachlin, “Turbulent Year for Diocese, Church”, Palm Beach Post, March 9, 2003.

214

Dan Moff ett, “Bishop Symons Resigns”, Palm Beach Post, June 3, 1998. После ухода Саймонса и до появления О’Коннелла роль временного администратора исполнял здесь епископ Сент-Питерсбурга Роберт Линч. В 2002 году диоцезия Сент-Питерсбурга выплатила сумму более $100 тысяч официальному представителю диоцезии Биллу Урбански, который обвинял Линча в сексуальном домогательстве. Линч отрицал свою вину. После выплаты денег Урбански согласился не затевать судебного процесса. Диоцезия утверждала, что это была «выплата выходного пособия». См. Chuck Murphy and Waveney Ann Moore, “Church Paid $100,000 to Bishop Lynch’s Aide”, St. Petersburg Times, March 23, 2002.

Страница notes