Размер шрифта
-
+

Дело случая - стр. 45

В монастырях – по крайней мере, некоторых – за трапезой принято читать жития святых. Об этом подумывал и отец Алексий, но в итоге решил от этой идеи отказаться. Его прихожане – миряне, не монахи, и у каждого своя мера. Они и так несколько часов были духовно собранны, много молились, а потому устали. Пусть просто поговорят. О чем? Да о чем захотят! Здесь ведь есть и подростки, и студенты, и старушки, и давно воцерковленные люди среднего возраста, приходящие со своими многочисленными детьми. А потому темы для разговоров бывают совсем разные – и о книгах, и об урожае огурцов на даче, и о детском воспитании, о многом, в общем-то.

Отец Алексий лишь пытался следить за тем, чтобы эти разговоры оставались, так сказать, в рамках. Чтобы люди не впадали в сплетни и осуждение. Поэтому он мягко, но неуклонно пресекал разговоры о жизни кинозвезд и известных музыкантов, напоминая, что никто из нас этих людей лично не знает, а тому, что говорят в телевизоре, пишут в газетах или в интернете, верить совсем не обязательно. «Не каждому слову верь, ибо часто бывает клевета» – разве этих слов в Священном Писании нет? Они есть>18. А значит, и к ним нужно прислушиваться – в Писании не бывает лишних слов.

Также он пресекал разговоры о власть имущих, зная, что ругать власти в нашем народе считается правилом хорошего тона, а потому от злословия и осуждения его прихожане вряд ли смогут удержаться. Здесь священник придерживался того же принципа, что и в отношении кинозвезд, – мы ведь и этих людей не знаем, разве не так? Поэтому не будем пересказывать сплетни и слухи о них! При этом важно понимать, что управлять государством очень сложно, и если бы мы были на месте этих людей, то еще неизвестно, не стали бы правителями хуже раз этак в десять! А потому придержим свой язык, братья и сестры, нам же это полезнее! К тому же в Священном Писании есть и такая заповедь: Начальствующего в народе твоем не злословь. Кстати, апостол Павел считал необходимым ее соблюдать!>19 А потому и нам недурно было бы поучиться у великого апостола – разве нет? Прихожане с этим аргументом пусть неохотно, но соглашались, и потому «агапы» в больничном храме преподобного Агапита Печерского никогда не превращались в политические митинги.

Заботился отец Алексий и еще об одном – не хотел, чтобы беседа касалась только «земных» тем. А то ведь как получается – молились-молились, а как служба закончилась, так о Боге и забыли? Это не годится! Поэтому иной раз священик несколькими правильно подобранными словами ловко направлял ход беседы от земного к небесному. Впрочем, нужда в этом возникала нечасто – все-таки народ за столом был верующим, а значит, разговор и без отца Алексия нередко поворачивался то на обсуждение какого-то сложного места из Священного Писания: то на случаи из жизни святых, то еще на что-то душеполезное.

Страница 45