Дело случая - стр. 47
В общем, Православной Церкви очень нужны свои школы. А что, у католиков такие школы есть, у иудеев тоже есть, значит, и у православных христиан могут быть, должны быть! Да они ведь и появляются – то тут, то там, но в Большеграде пока что нет ни одной. И неудивительно – трудное это дело.
Судите сами: это для храма больница выделила несколько комнат, но вряд ли она сделает то же самое для школы, верно? А значит, нужно либо строить, либо арендовать здание. Содержать его, кстати, тоже надо – не может ведь быть школы без отопления или электричества, правильно? Идем дальше. Верующие учителя в православных храмах не редкость, однако подобрать полный комплект, чтобы верующими были и преподаватель литературы, и учитель химии, да и все остальные, довольно трудно. К тому же всем этим учителям нужно нормально платить, чтобы они на уроках в голодные обмороки не падали и чтобы думали чаще о своей работе, а не о том, что пора собственным детям зимние ботинки покупать, а в кошельке пусто. В общем, на школу нужны деньги, и немалые.
В других городах этот вопрос решался просто – православные школы были платные, причем оплата эта совсем не копеечная. Что и неудивительно – в обычных школах необходимые траты берет на себя государство, школы православные же оно поддерживать не обязано – по закону Церковь от государства отделена.
Отец Алексий отделение Церкви от государства приветствовал. Пусть власть будет сама по себе, а Церковь сама по себе. Если Церковь отделена от государства, значит, верующие не обязаны краснеть за поступки власть имущих, а это огромный плюс.
В прошлые времена ведь иначе бывало. Скажем, в Российской империи со времен Николая Первого была легализирована проституция. «Желтые билеты», о которых писали и Толстой, и Достоевский, – помните?>22 Что тут сказать, легальный блуд – это позорище, да и только! И ведь это сделали и поддерживали вполне православные цари в православной империи, у которой с христианской Церковью была вроде бы «симфония»!>23 Нельзя, нельзя было этого делать! Даже если проституцию и невозможно полностью победить – это не повод для легализации! Вот как с глистами: полностью победить их, скорее всего, тоже нельзя, но это ведь не повод с ними не бороться. Зло, с которым идет борьба, никогда не расцветает так, как зло легализованное, узаконенное! Эх, позор, да и только! И часть этого позора ложится и на церковных иерархов той поры, которые не смогли удержать властителей империи (казалось бы, своих союзников по «симфонии») от этого ужасного, полностью противоречащего Священному Писанию шага.