Даосская йога: история, теория, практика - стр. 17
Пронизывающий канал (чуп май) (из «Нэй вай гун ту шо»)
Начинаясь (как и канал действия) в матке, этот меридиан соответствует Морю Крови, являясь, в то же время, «морем» для всех других меридианов. Его внешняя и приповерхностная часть, начинаясь в точке ци чун циркулирует между ножным меридианом ян мин (желудка) и ножным меридианом шао инь (почек). Он проходит через живот до точки хэн гу, и, обходя (в отношении 5/10) пупок, поднимается к груди, где и рассеивается. Всего в нем содержится 24 точки.
Согласно Ли Шичжэню[23], этот меридиан заполнен (точно так же как и каналы управления и действия) энергией ци желудка, источником которого является наше питание; причем в нижней части живота оно объединяется с исходящей из почек истинной прежденебесной энергией ци. Именно эти смешанные друг с другом энергии и совершают совместное круговращение по всему нашему телу.
Практически во всех даосских текстах этот пронизывающий канал называется центральным меридианом (чжунмай). Причем в одних случаях он рассматривается в качестве центра, отождествляемого с так называемым «центральным дворцом» (чжун гун), тогда как в других – в качестве проходящего по центру тела канала, называемого «Путем Желтого Двора» (поскольку, как известно, желтый цвет соответствует «центру»),
7) Канал управления (ду май)
Возможно, что намек на этот канал содержится в известной фразе из «Чжуан-цзы»[24]: «Придерживаясь истинной середины (Ду), вы будете иметь возможность сохранять свое тело целым и невредимым и поддерживать свою жизнь до (предуготованного) конца». Ибо по мнению некоторых даосов понятие «истинной середины» равнозначно именно управляющему каналу, который проходит по центру спины».
Классическое медицинское описание траектории этого канала имеет следующий вид[25]: «Канал этот, берущий свое начало в промежности, восходит вдоль позвоночного столба, проникая в мозг на уровне затылка и вновь выходя из него в области макушки головы, откуда он нисходит вдоль срединной линии тела, пересекая лоб и нос. Связывая половые органы с головою (т. е. своего рода перекрестком всех янских органов), он связует тем самым все янские меридианы. В целом он содержит в себе 27 точек, самой нижней из которых, считая снизу, является чан цян».
Канал управления (ду май) (из «Нэй вай гун ту шо»)
Впрочем, Хуа Божэнь приводит в своем «Трактате о четырнадцати меридианах» (Ши сы цзин) еще более детальное описание траектории этого канала: «Начинаясь в точке, расположенной между анусом и мочевым каналом, он тянется вдоль спинного мозга, не смешиваясь с последним. Обойдя расположенную на макушке головы точку