Размер шрифта
-
+

Дао голоса. Голос как ваш инструмент - стр. 3

Лариса Соловьева. А как используется работа с голосом в китайском театре? Какие существуют традиционные голосовые техники, которые помогают актерам совершенствовать свой голос?

Владимир Малявин. В китайском театре голос, как и все другие аспекты представления, – это объект очень тщательной работы. Все нюансы традиционного голоса китайского театра были запротоколированы, с каждым из этих нюансов тщательно и кропотливо работали. Это очень специфическое знание. В китайском театре все аспекты представления типизированы. Движение на сцене, движение в танце, манеры, поза, знаменитая маска на лице, но и речь преобразована совершенно в согласии с канонами, стилизована так, чтобы производить наибольший эффект.

Свой театр, в том числе и театральный голос, китайцы разрабатывали очень подробно. По сути, они и отрабатывали китайское понимание Дао голоса. Оно есть. К сожалению, среди наших русских китаеведов им сегодня никто не занимается. Это кропотливая и длительная работа для людей, прекрасно знающих и китайский язык, и нюансы китайского голоса, которые иные, чем у нас.

Лариса Соловьева. Можно ли человеку овладеть Дао своего голоса?

Владимир Малявин. Думаю, конечно, можно. В принципе, овладеть своим голосом, так же как и овладеть своей психикой, чрезвычайно сложно. Трудно представить себе в повседневной жизни человека, который полностью владеет своим голосом. Владеть своим голосом – это значит владеть секретом и тайной своей жизни. Это знания, достойные богов. Владение Дао голоса – это знание богов. Но мы стремимся к этому знанию, стремимся к совершенству богов. Хотя в повседневной жизни человек не соответствует идеальному образу своего я. Это несоответствие своему правдивому образу и подталкивает всех нас к занятиям, в том числе к занятиям своим голосом, устремляет к совершенству.

Это человеческая ситуация несовершенства, которая всегда присутствует с нами, пока мы присутствуем на этом свете. Тем не менее овладеть голосом можно. Кун-фу – даосское учение – предполагает два вида выкрика: «h» и «ha». Есть такое понятие и в ушу, которое дает то, что называют «ай-ки». Соединение всей энергии дается через освобождение голоса. Потому что совершенно свободный выкрик есть признак высшей концентрации сознания и цельности телесной жизни. Это и есть признак кун-фу. Существует это понятие – свободный выкрик. Но он идет не через занятия голосом как таковым, а через занятия боевым искусством кун-фу в целом. Вы не можете развивать только свой голос, это будет инструментально и искусственно. Это не инструментальное использование голоса. Так же как реальная ситуация в ушу, например, не имеет отношения к эстетике представления или какому-то инструментальному искусству, в том числе к искусству голоса.

Страница 3