Размер шрифта
-
+

Дао голоса. Голос как ваш инструмент - стр. 2

Лариса Соловьева. Вас, Владимир Вячеславович, знают как одного из лучших специалистов по даосизму, по пониманию сути Дао. Как вы думаете, человек, следуя своему Дао, своему обозначенному пути, определяет также и Дао своего голоса? Есть ли отдельное от жизненного Дао, может, даже независимое от него Дао голоса?

Владимир Малявин. Есть такой момент постижения своего голоса в даосской традиции. Существовала техника, которая переводится как техника свиста. Такого горлового свиста. Речь идет о полной возможности голосовых связок. Техника эта, правда, очень сложна и трудно досягаема. Этим горловым свистом можно было поражать людей на расстоянии. И даже восстанавливать гармонию в мире. В книге о Жуан Ди я привожу пример с голосовым свистом. Я рассказываю об одном древнекитайском даосском поэте, Жуан Ди, который ушел в горы, нашел там даосского отшельника, стал расспрашивать его о Дао, тот в ответ ничего не говорил. Ни слова не сказал. Пришлось Жуан Ди поклониться даосскому отшельнику и уйти, как у нас говорят, несолоно хлебавши. Но когда он спустился наполовину с горы, услышал громовой свист, который раздался сверху. Такой, что все деревья облетели, эхо покатилось по ущелью. Это даосский отшельник ответил поэту на его вопрос, что такое Дао.

Если говорить конкретно, то даосами в голосе всегда ценился так называемый чистый звук. Смысл Дао состоит в том, что мы искусственными способами восстанавливаем естественную родовую полноту нашей жизни, в том числе и полноту голоса. Поэтому Дао – это соединение предельной искусственности и предельной естественности. Дао – это нечто, заданное самой природой человеку, совершенно естественное, часто человеком потерянное и забытое, но мы можем через просветленность нашего сознания восстановить эту природную заданность, в данном случае и заданность естественного голоса.

Лариса Соловьева. Встречали ли вы в жизни людей с яркими, поразившими вас голосами? Какое они произвели на вас впечатление?

Владимир Малявин. Не могу сразу назвать никого из тех, кто бы поразил меня яркостью своего природного голоса. Но они, естественно, есть. Даже голоса моих учителей не представляют внешне ничего особенного. Никакого громового голоса они не имеют. Но их голос всегда естественно звучит. Это и понятно. Даосское учение не есть театральное искусство. Не есть актерство даже в хорошем смысле этого слова. Голоса моих даосских учителей не рассчитаны на представление.

Полнота их голоса совпадает с безмолвием. Их голосовое безмолвие несет в себе наивысшую правду. Кстати, в восточном театре безмолвие тоже ценится превыше всего.

Страница 2