Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых - стр. 29
Гордость и нечестие, нежелание лишиться мнимой свободы своего ума и желание избавить себя от упреков совести, при свете веры, освещающей и обличающей действия злой воли, – вот основные причины неверия.
Когда инженерам приходится работать в виду укреплений осажденного города, что делают они тогда? Они прежде всего озабочиваются вывести впереди себя земляные насыпи, чтобы под прикрытием этих искусственных оград им можно было смело выдерживать огонь неприятельский и беспрепятственно совершать свои подземные работы. То же самое можно сказать и о неверующем. Оградою для него служит неверие: он устрояет себе эту защиту с тою целию, чтобы стрелы закона не ранили его совести.
В отношении к высшим, священным истинам с развращенными людьми бывает то же, что с людьми, страждущими болезнию глаз: свет им несносен, особенно солнечный; они с удовольствием предпочтут ему свет гнилого дерева, который более по их глазам, нежели солнечный.
Свт. Иннокентий Херсонский
Таинства веры подобны солнцу: непроницаемые в существе своем, они озаряют и животворят тех, которые шествуют во свете их в простоте сердца; они ослепляют только дерзновенное око, желающее проникнуть в них.
Глубины тайн Священного Писания (как и вообще религии христианской) полезны: они для того и скрываются, чтобы не были унижаемые, для того предлагаются исканию, чтобы упражнять, и для того открываются, чтобы питать нас.
Блж. Августин
Нужно внимательнее и чаще рассматривать святые истины веры. Как свет солнечный тем более являет свое благотворное действие в растениях, чем они более обращены и открыты к нему; так и учение Божественное тем более просвещает и животворит верующих, чем открытее к нему умы и сердца их.
Без должного внимания нельзя хорошо научиться и музыке, тем менее при недеятельности души можно постичь таинственные гласы.
Свт. Иоанн Златоуст
О предметах видимого мира мы тогда имеем раздельное понятие, когда сами наблюдаем их; совсем не в такой степени ясности и раздельности представляем мы предмет по рассказу других, сколько бы ни был полон рассказ этот, как по собственному наблюдению. Такого же свойства и познания наши о духовном мире. Наши понятия о нем бывают совершеннее, полнее и глубже, когда мы, так сказать, осяжем их чувством веры. Познание разума о предметах духовных без ощущения их сердцем подобно знанию по слуху.
Если желаешь созерцания тайн, то делом исполни заповеди в себе, а не исканием одного познания о них.
Прп. Исаак Сирин
Степень познания Богооткровенной истины соразмеряется всегда успехам нашим в богоугодной жизни.