Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей - стр. 24
Терпи, учит философия, а христианство прибавляет: и надейся.
Младенцы в недрах христианства более знают о Боге и жизни вечной, нежели сколько знали великие мудрецы мира древнего.
Христианская религия просвещает человека, озаряет его умственный горизонт, возвышает уровень его знаний, но она не все открывает своему последователю. Ее учение исполнено тайн, непостижимых разумом человеческим и могущих быть принятыми одной только верой.
Высокие горы ограничивают взор зрителя; но за этими возвышенностями сквозь расселины открываются прекрасные местоположения, представляется новая сфера, по которой воображение парит на быстрых крылах своих. – И горизонт ума человеческого ограничен высотами веры, при которых истощается всякое знание, ослабеют самые проницательные мысли; но эта вера открывает для нас неизмеримые дали, где начинается бесконечное для сердца. Бесконечное есть область веры.
И в мире физическом, который Бог предоставил нашим исследованиям, на каждом шагу мы встречаем тайны. Часто не понимаем ни того, на что смотрим, ни того, что осязаем. Мы и не можем сомневаться в бытии вещей естественных и не знаем, как они существуют.
И вокруг, и вблизи нас есть множество вещей и предметов, для которых мы всегда дети.
И то, что дано тебе знать, гораздо выше твоего разума.
Если не постигаешь того, что под тобою, как постигнешь то, что выше тебя?
Удивительно ли, что там, где говорит Бог, недостаточно иногда человеческого разумения? Как часто дитя не понимает вполне того, что говорит ему человек совершеннолетний!
Силен Бог и то сотворить, что невозможно понять человеку. Таковы – все чудеса, эти действия Божьего всемогущества, превышающие законы природы и потому непонятные уму человека, которыми полна история христианской религии и которые преимущественно служат камнем преткновения для рационалистов, то есть признающих действительным и несомненным только доступное уму и выводимое из естественных законов.
Христианская религия такова, что если из истории ее основания и распространения устранить или выключить все чудесные факты, она тем не менее не потеряет своей чудесности и Божественности. «Христианство, – говорит блж. Августин, – основано или чудесами, или без чудес. Основано оно чудесами, значит, оно – истинная религия, потому что только Бог один может, как всемогущий Господь, Творец и Владыка природы, в чудесах проявлять всемогущество Свое. Если же чудесное основание нашей веры совершилось без чудес, то оно само есть чудо, высочайшее всех чудес. Потому что каким образом такое дело, превосходящее все силы человеческие, могло быть совершено такими делателями, при таких средствах и так скоро, решительно и полно?