Размер шрифта
-
+

Чудотворные православные источники России - стр. 16

Вместе с Варфоломеем в лесную пустынь отправился и его старший брат Стефан, к тому времени овдовевший и принявший постриг в расположенном неподалеку от Радонежа Хотьковском монастыре.

Братья отыскали в лесу на небольшом холме полянку, на которой можно было поселиться. Поблизости находился источник воды, в округе – достаточно деревьев для строительных работ и для отопления жилья.

А шумные дороги и мирские селения остались далеко в стороне.

«И исшедша обходиста по лесом многа, и последи приидоста на едино место пустыни в чащах леса, имуща и воду», – такие строки об основании Варфоломеем и Стефаном новой обители можно найти в «Житии Сергия Радонежского».

Местность, где они остановились, располагалась примерно в десяти верстах от Хотькова. Холм назывался Маковицей, или Маковцем, поскольку возвышался над округой, подобно маковке. Ходили слухи, что и прежде праведные люди ощущали здесь особое присутствие благодати. Некоторые видели необычный свет или огонь.

Боярские сыновья сами рубили лес, своими руками построили хижину и небольшую церковку, которую решили посвятить Святой Троице. Однако Стефан не выдержал исполненной трудностей и лишений жизни в лесной глуши. Он ушел в Богоявленский монастырь, расположенный в Москве. На протяжении нескольких лет Варфоломей, который принял монашеский постриг с именем Сергий, находился в лесной пустыни в полном одиночестве.

Впоследствии по русской земле распространились вести о его духовных подвигах, и к нему начали приходить другие иноки, надеявшиеся отыскать мудрого духовного наставника. Каждый монах сам сооружал для себя келью, сам выращивал овощи на огороде.

Когда иноческая обитель на холме Маковец разрослась, строения на ее территории были ограждены деревянным тыном. Такие меры предпринимались, чтобы защититься от диких зверей.

Первоначально в затерявшемся в лесной глуши монастыре не было начальника и даже постоянного священника. Только всеобщее уважение к преподобному Сергию позволяло ему руководить обителью. Но когда число братьев увеличилось, преподобный Сергий, согласно распоряжению церковных властей, был рукоположен в иереи и назначен настоятелем. Тогда он ввел в основанной им обители общежительный устав: отныне монастырское хозяйство велось силами единой иноческой общины.

В связи с этим изменилась планировка монастыря. Если сначала постройки располагались хаотично, то теперь обитель приобрела более организованный облик. В центре возвышалась деревянная церковка, а вокруг нее располагались избушки-кельи, трапезная и хозяйственные строения. Вокруг выросла более мощная, чем прежде, деревянная ограда. Главный вход украшала надвратная церковь Святого Димитрия Солунского.

Страница 16