Читаем древних. «Илиада» Гомера - стр. 24
Снова пропускаются дни, в которые Зевс гостит у эфиопов. Автор рисует сразу события двадцать первого дня: 1. Зевс возвращается на Олимп, и Фетида обращается к нему с просьбой. 2. Ссора Геры и Зевса. Гефест пытается их примирить. Пир богов. Боги уходят спать.
Вот мы и вспомнили все события первой песни. Что же наиболее подробно описано? Почти половина песни (254 строки из 611) занимает описание ссоры двух царей, в которую вмешивается Афина. Именно в этой ссоре ключ к поэме. Именно в этой ссоре причина событий поэмы.
Так кто же виноват в ссоре? Боги? Ахиллес? Жадность Агамемнона? Гнев Ахиллеса, с которым Ахиллес не в силах справиться? Или гордыня Ахиллеса, не желающего признать власть главнокомандующего и признать за ним право на большую часть добычи?
Как вы думаете?
Чтобы с уверенностью ответить на этот вопрос нужно понять тот взгляд на мир, который отражен в поэме. А для этого нужно попытаться представить себе основу мировоззрения Гомера. Нужно понять, как автор Илиады отвечает на следующие вопросы:
Что такое человек, какое место он занимает в мире?
В чем смысл жизни человека?
Что ждет человека после смерти?
Может ли человек обладать подлинным знанием и как его получить?
Кто такие боги? Кто такой верховный бог?
Каково отношение человека к богам и богов к человеку?
Чего хочет от человека верховный бог?
Почему случаются войны? Кто является их виновником?
Какая жизнь является лучшей для человека?
Если мы найдем ответы на эти вопросы, то сможем и понять причину ссоры между греческими царями.
На этом я хочу закончить беседу по первой главе Илиады. Надеюсь, ты уже заметил, что тот способ чтения, который я предлагаю, отличается от общепринятого. Попрошу к следующей беседе подумать, что же его отличает.
Беседа 8
Как и зачем мы читаем?
Вот мы и прочитали первую главу. Если ты до сих пор читаешь этот комментарий, то неплохо было бы мне немного рассказать тебе о том методе чтения, который я пытаюсь применять при чтении Илиады и которым очень советую тебе пользоваться при чтении любой достойной внимания книги. Я попытаюсь изложить те основные принципы работы с текстом, которым я следую. Их немного – всего семь.
I. Для начала нужно попытаться как можно точнее изложить сюжет. Это можно делать более подробно, менее подробно или совсем кратко. Единственное требование – это изложение должно максимально соответствовать авторскому. То есть мы должны всеми силами стараться пересказать так, чтобы автора не возмутил наш пересказ, чтобы мы не подменили смыслы. Это очень важно. Чрезвычайно важно понять, какую же историю нам хочет рассказать автор: