Читаем древних. «Илиада» Гомера - стр. 26
Из этих деталей и реконструируется картина мира автора текста.
VI. Но восстановление картины мира автора – это только половина дела. Необходимо сопоставить эту картины мира со своей собственной. То есть читателю придется сформулировать свое миропонимание. И если это получится, тогда и появится подлинное общение с автором текста. Вот тогда мы и ощутим всю полноту радости от возможности общения с человеком, отделенным от нас веками.
VII. Кроме того, если мы, воспользовавшись этой методикой чтения, прочтем множество текстов, то сможем изучить и множество картин мира. А далее неизбежно встанет вопрос о поиске критериев для выбора наиболее верного миропонимания. Это очень важный вопрос. И к нему обязательно стоит вернуться.
А для чего нам вообще читать?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос на примере гомеровских поэм. Зачем читать Гомера?
Тут возможно огромное количество ответов:
– наслаждаться непревзойденной красотой поэзии и изяществом композиции поэмы
– исследовать секреты красноречия
– искать тайны истории
– изучать те приемы, которыми поэт добивается такого воздействия на читателя
– изучать мифологию и религиозные культы
– изучать историю военного искусства, ремесла, быта, земледелия, охоты, кухни, корабельного дела и т.д…
Все это бесконечно любопытно и достойно внимания. Именно поэтому о гомеровских поэмах написаны целые библиотеки книг на десятках языков. Сегодня их уже столько, что нам потребуются десятилетия, чтобы прочитать хотя бы самые заметные из книг об Илиаде и Одиссее.
Я же предлагаю гораздо более узкую, но интереснейшую задачу – понять картину мира, отраженную в поэме. Для этого необходимо понять, как человек ответил бы на следующие вопросы:
Как устроено мироздание?
Что такое человек?
Кто такие боги, и кто такой верховный бог?
Кто еще живет в этом мире, и чем они отличаются от нас?
От кого или от чего зависит исход человеческих дел?
Что происходит после смерти?
Что остается от человека?
Что является лучшим благом для человека?
Но понять картину мира другого человека мы сможем только тогда, когда начнем понимать свою картину мира. Не осознав основ своего мировоззрения, не выделив ключевые моменты, на которых оно строится, мы не сможем ни заметить, ни понять иное миропонимание.
И для того, чтобы понять картину мира автора текста, нам необходимо понять, что же хотел сказать автор… что автор хотел донести до слушателей и читателей. Вот на этом моменте нас ожидает засада. Современное литературоведение, похоже, вообще отказывается от поиска смысла текста, а особенно от поиска смысла, заложенного автором.