Число 108 – космический таймер эволюции, или «Очи» Бога - стр. 61
Всё сказанное относится только к изменчивому иллюзорному (нереальному) сотворённому материальному миру. Это мир кармы, временный продукт незнания (авидьи) или майи – это ненастоящая действительность. В этом мире (возможно, созданном искусственно, по Разумному Замыслу) каждая обусловленная человеческая душа, проходя через ряд перевоплощений, познаёт окружающий мир, добро и зло, постепенно приходя к осознанию своей истинной сущности и предназначения. Теорию ментального восприятия и познания человеком материального мира через механизм ощущений (чувствований), невозможно изложить, предварительно, хотя бы кратко, не ознакомившись с индуистской философской теорией трех гун Пракрити (материальной природы), которая признаётся оригинальным достоянием философии санкхьи в ее ненаучной форме. Согласно этой теории, импульс ко всему в природе, причина всяческой жизни и всякого разнообразия приписывается трем гунам. «Гуна» обозначает свойство, но тексты этого учения прямо предостерегают нас не понимать это слово в философии в обычном его смысле «свойства», а скорее в смысле «субстанции», так что гуны фактически суть составные элементы природы. В более общем смысле они суть не что иное, как теза, антитеза и нечто среднее между ними, например: холодное, горячее и ни холодное, ни горячее; добро, зло и ни добро, ни зло; светлое, темное и ни светлое, ни темное, и т. д. – во всех частях физической и моральной природы. Напряжение этих свойств (борьба между ними) производит деятельность и борьбу, а равновесие приводит к временному или окончательному покою. Через соединение, неравновесие и борьбу гун возникает проявленный мир. Из одной Прадханы возникают три мира, природа которых неодинакова, в зависимости от преобладания той или иной гуны: у богов, полубогов, просветлённых, освобождённых и глубоко праведных людей берет верх «саттва» (гуна благости), а «раджас» и «тамас» подчинены, потому они и счастливы; у основной массы людей берет верх «раджас» (гуна страсти), а «саттва» и «тамас» подчинены, потому они безмерно несчастливы; у животных берет верх «тамас» (невежество), а «саттва» и «раджас» подчинены, потому они в безмерном помрачении. Но, хотя сказано, что у людей берёт верх раджас, согласно текстам «Шримад Бхагаватам», «…люди неодинаковы: одними управляет гуна благости, на других воздействует гуна страсти, на третьих – гуна невежества».