Чиллософия: Опыты выхода из безвыходности - стр. 5
«Кто я есть?» – наконец задает себе человек вопрос в переломный период – около 30 лет. И ответить тут очень сложно, потому что ему кажется, что всё, что в его голове, – это и есть он. Но если проанализировать, оказывается, что его там очень мало, кроме генетической наследственности характера и здоровья. А остальное – это социум, который проникает в мозг каждую секунду, наращивая темпы с помощью информации и приложений в смартфоне. И когда человек понимает, что немножко устал, растерялся, потерял опору, выгорел, то у него возникает желание уйти в себя и найти себя. Это типичный вопрос, который мне задают тысячи раз: «Как найти себя?» Под ним фактически подразумевается: «Как найти себя в обществе?»
Ключ к ответу – в том, как найти себя вне общества, потому что это главная точка опоры. Как себя найти, отделив то, что ты впитал с молоком матери? Социум, который диктует законы, стандарты поведения, что можно, а чего нельзя, что прилично, а что неприлично, который заставляет тебя стремиться к стабильности и быть похожим на других, самых богатых и лучших, и завидовать им, не понимая, что такое твоя собственная жизнь. Родители, как это ни странно, очень часто помогают социуму, потому что они тоже часть его. «Ты смотри, сын у соседей уже вон где, а ты все занимаешься непонятно чем, какой-то музыкант или какой-то поэт» и т. д. Ну что со всем этим делать?
Действительно, обычный человек на 70 % состоит из социума и только 30 % его сущности копошится как ребенок где-то глубоко в подсознании, и до нее надо добраться, что очень сложно. Нам не до этих усилий в повседневной суете. Но мы боремся, практикуем медитации. Медитация закончилась, вы отдохнули от общества, но ответ не поступил. Кто вы есть? Что вы собой представляете?
Мой ответ следующий. Может быть, он очень субъективный, но на самом деле человек огромен по сравнению с общественным багажом в голове. И если поработать над собой, то окажется, что можно слегка освободиться и хотя бы 50:50 состоять из социума и из своего «я». Что же такое свое «я»? Многие буддисты-философы называют это высшим проявлением «я», и каждый интерпретирует это понятие по-своему.
Я считаю, что высшее проявление «я» – это высшая нравственность и мораль человечности. В социуме есть судебная система, есть уголовные, административные и другие кодексы. Даже в самом либеральном обществе существуют правила поведения. Если вы их выполняете, то вы законопослушный гражданин. Больше социум вас не тревожит. Но если вы, например, на работе специально подставили конкурента, его уволили, а вы заняли его место – никто не посчитает это криминальным поступком и за это вы не будете наказаны. Наоборот, бизнес-сообщество вам зааплодирует: вы настоящий волк, умеете делать карьеру. В этом случае ваше высшее «я» не работает. Вы поступаете, как требует рынок в борьбе за конкурентоспособность и достижение своей цели. Но как только вы понимаете, что у вас есть личный критерий человечности, за рамки которого вы никогда не выйдете, иначе потеряете себя истинного, – вы обрели опору в самом себе. Вот тогда возникает ощущение собственной личности.