Чиллософия: Опыты выхода из безвыходности - стр. 2
Философ – это человек, который вышел из камеры-обскуры собственного замкнутого «я», открыл свое сознание всему миру и пытается понять себя и этот мир в единстве. И, кстати, отрицать познание мудрости, процесс мышления, восхождения от микро- к макросистемам и обратно – значит отрицать способность расширять границы сознания. Последнее, наверное, единственный способ не паниковать от суеты обыденной жизни и предвидеть будущее. Вместо тревоги находить более общие взаимозависимости, понять, что можно изменить, а что нельзя. Паника пропадает. Появляется способность реализоваться в других условиях, на первый взгляд абсолютно невыносимых. Видя большой мир, вы находите другие сферы приложения своих способностей.
Философия – это не просто мудрость, это лекарство от трусости. Это источник храбрости. А уж чиллософия, когда вы способны широко мыслить, не будучи профессионалом, – просто кайф. Не отказывайтесь от способности познать мудрость, а то даже не заметите, как ваше человеческое будет потеряно, а счастье упадет до удовлетворения только материальных потребностей с последующим сползанием на дно. Так что вперед, философия! Точнее, чиллософия.
02
Музыка в отраженииЧиллософствовать – это же порассуждать о большом, а потом перейти к конкретному. Что можно сказать о большом? Возьмем, например, такой вид искусства, как музыка. Один из великих музыкантов сказал: «Музыка – это самый великолепный вид искусства, так как вообще не затрагивает интеллект». Это слова мэтра классической музыки.
Меня поразила его мысль. Я считала, чтобы слушать Арнольда Шенберга, необходимо все-таки разбираться в классической музыке. Позже, услышав его, поняла, что нет, не надо тут ничего понимать головой, интеллектом подобную высоту не одолеешь. Просто или сливаешься со звуками, или не сливаешься.
Есть два понятия: «музыка для тебя» и «музыка в тебе». Есть два типа отношений с музыкой: ты себя показываешь музыке или ты уходишь в музыку.
Недавно состоялся интересный разговор с одним писателем, мы обсуждали, как влияет музыка на общество и как общество исторически влияет на музыку. Например, вот рок шестидесятых и семидесятых. Студенческие протесты на волне борьбы с буржуазными ценностями и ханжеским пуританством в европейских странах и США. Борьба молодежи за любовь и против войны во Вьетнаме, появление движения хиппи. Рок-музыка, будучи провокационной, ломала все запреты, наполнялась яростью и романтическим порывом все разрушить и построить новое сообщество любви. Она несла свободу, вытаскивая людей из истеблишмента в андеграунд. Молодежь боролась за свое достоинство и социальную справедливость, и музыка отражала эти настроения.