Четыре цивилизации - стр. 6
В соответствии с системой власти формировались и основные морально-этические черты аллювиальных цивилизаций. Здесь нет места алчности. Торговли нет или ее значение крайне ограничено. Крестьянин примерно знает, какой урожай он получит, знает, сколько из этого урожая ему оставят, и понимает, что выше головы он не прыгнет. Царь или фараон заранее знает, какую ренту он сможет собрать в своем аллювиале, а выходить за его пределы и завоевывать кого-то он, как правило, не хочет. Великие воители Тутмос I, Тутмос III, и Рамзес II – скорее, исключение. Чаще энергия правителей направляется на строительство грандиозных сооружений – пирамид, зиккуратов, терракотовых армий и т.д.
А если нет алчности, нет и развития. Наука развивается строго до уровня, необходимого для ведения успешного земледелия, строительства, сбора статистической информации – примитивная астрономия, обязательно календарь, простейшая математика, немного механики. Характерна пятитысячелетняя история Египта. В самом начале египетской государственности, в IV тыс. до н.э., известны бронза, письменность (сразу в готовом виде), календарь, рычаг, папирус и т.д. Больше египтяне за всю свою историю ничего не изобрели. Плуг, система блоков, колесо, железо – все это приходило в Египет извне. Жизнь египетского крестьянина в эпоху Древнего царства и в Средние Века практически одинакова. Расцвет классической науки в античной Александрии абсолютно не касался Египта, хоть и происходил на его территории. Так же не касалось Египта и Междуречья Исламское Возрождение VIII – XII вв., это были персидские ученые, наследники греческой классической научной школы, чудом уцелевшей от репрессий христиан и нашедшей приют у Сасанидов еще в доисламскую эпоху. Исключение – Китай. Но в Китае в середине I тыс. до н.э. произошла конфуцианская революция, причины ее нужно рассматривать отдельно.
Нет развития, но нет и глубокого упадка. Система стабильна, самодостаточна и эффективна. Древнеегипетская религия может смениться на христианство, потом на ислам – от этого ничего не меняется. История знает только один серьезный кризис аллювиальной цивилизации – гибель Хараппы. Но там, по-видимому, произошла экологическая катастрофа, связанная с изменением течения рек, засухой в одних местах и наводнениями в других, и последующим вторжением кочевников-ариев.
В обществе с абсолютной властью монарха нет, и не может быть, законов в том смысле, как мы привыкли их воспринимать. Несмотря на обилие письменных источников по истории древнего Египта, никаких упоминаний о законах в них нет. Вавилонские законы Хаммурапи появляются спустя две тысячи лет с начала возникновения цивилизации в Междуречье, и законами в полном смысле слова не являются. Эти законы пишутся абсолютным монархом по его прихоти или в соответствии с его видением мира, они могут быть изменены или отменены им же или его наследниками в любой момент. Фараон Эхнатон без каких-либо объективных причин, несмотря на оппозицию могущественного жреческого сословия, взял и запретил древнеегипетскую религию, создав взамен ее культ солнечного диска Атона. Единственный закон, который более-менее объективно действует – закон о престолонаследии.