Честь, слава, империя. Труды, артикулы, переписка, мемуары - стр. 1
ТРУДЫ, ПИСЬМА И ДОКУМЕНТЫ
Молодые годы: Начало славных дел (1689–1697)
1682 г., апреля 27 [1]
В 12 часу дня, в четверток [четверг], изволением всесильного Бога, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, оставя земное царство, отошел в вечное блаженство Небесного Царствия. И того ж числа, по преставлении Государевому, касимовские и сибирские царевичи, и бояре, и окольничие, и думные и ближние люди, и генералы и стольники, и полковники и стряпчие, и дворяне и дети боярские, и гости и дворовые люди, в Его Государевых хоромах, прося у него, Государя, прощения и целовали Его Государеву руку.
А потом их же, царевичей, и бояр и окольничих и думных, и ближних и вышеписанных всех чинов людей, в тех хоромах жаловали к руке благоверных Государей Царевичей, благоверного Государя Царевича и Великого Князя Иоанна Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России, и благоверного Государя Царевича и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России, а в то время в тех Государевых хоромах были великий господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, а с ним преосвященные митрополиты и архиепископы; а потом Святейший Патриарх и власти и бояре пошли в Переднюю палату, и говорили об избрании на царский престол благородных Государей Царевичей, кому из них быть на Московском и Киевском и Владимирском и на всех великих государствах Российского царствия Великим Государем Царем и Великим Князем всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем, и, говоря, положили, что тому избранию быти общим согласием всех чинов Московского государства людей.
И Святейший Патриарх со архиереи, бояре, и окольничие, и думные и ближние люди вышли на крыльцо, что перед Переднею; а стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и жильцы, и городовые дворяне и дети боярские, и гости, и гостиныя и черных сотен и иных чинов люди для того призваны и поставлены вверху на дворе, что перед церковью Нерукотворенного Спаса образа, и на площади, что за преградою. И Святейший Патриарх вышеписанных чинов людям говорил:
«Ведомо вам всем, что благословенное от Бога Российское царствие, пребывая в непорочной христианской вере, по благости Спасителя нашего, Господа Бога Иисуса Христа, было в державе, блаженной памяти благочестивого Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца; а по нем, Великом Государе, царский престол наследствовал сын Его Государев, блаженной ж памяти, благочестивый Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец; а по преставлении Его Государеве от сего света в вечное блаженство, восприемник был Его Царского престола, сын Его Государев, благочестивый Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец.
А ныне, изволением и судьбами Божиими, он, Великий Государь, оставя земное царствие, преселися в вечное блаженство Небесного Царствия; а по Нем, Великом Государе, осталися братья Его Государевы, блаженной памяти благочестивого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, сыновья, благочестивого ж Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, внучата – благоверные Государи Царевичи: благоверный Государь Царевич и Великий Князь Иоанн Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России, благоверный Государь Царевич и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России, и из них, Государей, Царского скипетра и престола, блаженной памяти брата их, Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, кому преемником быть?