Черный PR: запрещенные приемы нападения и защиты - стр. 12
Карнеги? Простые, даже примитивные советы. Каждый, кто прочитал его книги, наверное, сам себе говорил: «Боже, да я ведь все это знаю!» «Льстить – значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» – ну разве в этом есть что-то новое? Зачем же советские власти это засекречивали? Именно потому, что в рекомендациях Карнеги нет никаких заумных и сложных трюков, каждому по силам ими воспользоваться! А уж в каких целях, это решает сам человек. Пугающими и одновременно зазывными для партийных идеологов той поры выглядели откровения Карнеги: «Если в демократическом обществе решение принимается мнением большинства равноправных членов, то нет ничего проще добиться нужного решения – достаточно привлечь на свою сторону это большинство, хотя бы на короткое время».
Наставник вождей из эпохи Возрождения
Здесь необходимо сделать лирическое отступление, чтобы не создалось впечатление, что пиар и черный пиар возникли словно бы из ничего, из «грозового облака» ХХ века. Ведь действительно, советские пропагандисты – «продукт» советского строя, того самого, который возник на разрытых до основания руинах старого мира. А американцы и вообще – нация без истории по нашим меркам. Так вот, для подтверждения того, что пиар – продукт эволюции общественного сознания, припомним кое-что из средневековой истории, а именно, из славной эпохи Возрождения.
Флорентиец Никколо Макиавелли еще в 1532 году опубликовал трактат «Государь», обессмертивший его имя. Книжка и впрямь получилась достойная и полезная. В ней провозглашалось в качестве нормы политического действия положение о том, что цель оправдывает любые средства, употребленные для ее достижения. Циничный совет адресовался, впрочем, не всем гражданам, а только избранным, власть предержащим. При этом оговаривалось, что подлинной целью государя должен стать не приватный интерес, а общее благо. Макиавелли знал, что говорил, поскольку полтора десятилетия был профессиональным, активно практикующим политиком, а время было интересное – бурно развивались итальянские города-государства. Богатые, но крохотные государства оставались слабыми «игроками» в масштабах мировой политики, и Макиавелли как раз и «пиарил» создание единого мощного итальянского государства. Это была сверхидея книги, но, помимо этого, широкая эрудиция и мощный интеллект автора вылились в целый сонм рекомендаций и советов, не утративших значения до сих пор, притом не только для политических правителей, но и для лидеров в любом деле. Макиавелли твердо стоял на земле и, полемизируя с авторами многочисленных утопий – мечтаний об идеальных государствах и обществах, утверждал: «Расстояние между тем, как люди живут, и тем, как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, чем во благо… Желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру… Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по необходимости».