Размер шрифта
-
+

«Черный пояс» мудрости. Айкидо для индивидуального развития - стр. 15

для самозащиты? Как уверенность в благоприятном исходе могла бы повлиять на то, как вы встречаете задачи, поставленные жизнью?

Отрабатывая приемы, не провоцируйте партнера. На вашу демонстрацию агрессии он ответит противодействием («Мое эго и я достаточно сильны, чтобы превзойти твою силу») или напряженной защитной стойкой («Мне не нравится то, что ты делаешь, поэтому я мобилизуюсь, чтобы защититься»). Научитесь вести диалог уверенно, хладнокровно, спокойно, терпеливо и гармонично. Пусть ваши движения способствуют поддержанию спокойного контакта и контроля над взаимодействием. Замените демонстрацию эффективностью своей техники. Не делайте ничего, чему ваш оппонент сможет сопротивляться. Пусть противник незаметно для себя подпадает под «чары» вашего приема.

* * *

Представьте, что вы взяли в руки дзе и подняли над головой. Теперь качните его вниз, целясь так, чтобы он опустился на голень вашего противника. Представьте себе, что противник использует такое же оружие для защиты от удара.

Вероятно, вы почувствуете, что он готовится защищаться. Обратите внимание, как на его лице проступает ярость, как расширяется при дыхании диафрагма, как напряжены мышцы предплечий и кистей. Он готов принять все, что вы собираетесь вложить в этот удар, и решительно отбить вашу атаку. Вы можете ощутить его самоуверенность, гнев, силу, рефлекторные неконтролируемые защитные движения. Цель ясна, и вы наносите удар.

Теперь представьте, что вы поднимаете свой шест для нового удара. Однако на этот раз увидьте в своем противнике нечто иное. Его свирепость сменилась безмятежностью, нарочитая демонстрация самоуверенности – мягкостью, его руки расслаблены и свободно держат шест. Вы не чувствуете, что последует ответный удар, а ожидаете спокойный поединок, без лишней агрессии. Каким образом это измененное восприятие своей цели изменит ваш удар?

Если я больше не провоцирую вас на удар своими словами, поступками или явными намерениями, вы измените характер своей атаки? Если я неагрессивен, спокоен, уверен в себе, устойчив и восприимчив, нанесете ли вы мне удар свирепо и решительно? А если я бы во всю демонстрировал угрозу в весьма напряженной оборонительной стойке, всем своим существом проявляя враждебность? Каждый посыл – будь то слова, движения или иные проявления – обладает равным и противоположно направленным противодействием. Наше тело отражает нашу личность и вызывает ответную реакцию, посылаемую в виде безмолвных сообщений.

* * *

Искусство айкидо может многое рассказать о личности и раскрыть побудительные мотивы, отношения, систему ценностей, дух и стереотипы поведения. Но только тем, кто слушает. Прислушиваетесь ли вы? Если да, то к кому: к себе или к другим? Вы готовы прислушаться к противнику и вступить с ним в диалог? Или же вы принимаете сообщения без учета личности их «отправителя»? Распознаете ли вы в них распространяющуюся волну, наполненную информацией о прошлом с сознательного и бессознательного уровня, которая рвется наружу? Позволите ли вы нападающим рассказать свои истории, поддержите ли их, чтобы они освободились от своей ноши; откроетесь ли сами? Отобьете их атаки или решительно устремитесь вместе с ними к твердому берегу, относясь с вниманием к их потребностям и желаниям, соразмеряя свою реакцию с приливами и отливами их энергии и действуя на их волне?

Страница 15