Размер шрифта
-
+

Черногорские женщины - стр. 6

Поскольку в Черногории не было дорог, а также лошадей, которые считались непозволительной роскошью и не умели карабкаться по скалам, основным средством перевоза грузов и товаров были женщины. Они носили на себе продукты на базар, за плату нанимались переносить багаж путешественников и прочие грузы: «Иностранцу…странно было встретить целые караваны женщин, в виде вьючных животных, несущих на своих спинах всевозможные тяжести (доски, черепицу)» (Ровинский П.А. «Черногория в её прошлом и настоящем». СПб., 1888 г., Т.2,Ч.1, с.220). «Женщины не только трудятся у домашнего очага, но, за известную плату, переносят разного рода грузы, иногда на большие расстояния…» (Каульбарс Н. «Заметки о Черногории», СПб., 1881 г., с. 84)

Вечером, после трудового дня, девушка вновь помогала матери по дому. Когда возвращались мужчины, она омывала им ноги.

Замуж черногорка выходила в шестнадцать – двадцать лет. В первой половине девятнадцатого века предпочтения еще отдавались ранним бракам, когда это происходило в четырнадцать лет. Однако уже во второй половине девятнадцатого века государство стало препятствовать заключению подобных союзов. Одна из статей «Законника» 1855 года запрещала помолвки несовершеннолетних, то есть до двадцати лет. По черногорским традициям, самым поздним сроком, когда девушка могла выйти замуж, было двадцать пять лет, «а после она остается, пока не найдется и для неё тоже пожилой человек или вдовец» (Ровинский П.А. «Черногория в её прошлом и настоящем». СПб., 1888 г., Т.2,Ч.1, с.255).

Как и во многих европейских странах этого периода, в Черногории на протяжении всего девятнадцатого века большой популярностью пользовались устные брачные контракты, заключенные родителями, когда их дети были в младенческом возрасте или вообще не родились. Например, две близкие подруги могли договориться между собой о том, что их появившиеся на свет малыши по достижении определенного возраста станут мужем и женой. Некоторые заключенные таким образом браки сохраняли свою силу до времени помолвки, некоторые распадались. Однако существуют многочисленные свидетельства современников о том, что эта традиция соблюдалась.

Кроме заключения брачных соглашений, в Черногории в первой половине девятнадцатого века сохранялся обычай покупать себе жену: «Жена нередко покупается, как между азийскими народами. Прежде эта плата, этот калым, существовал во всей Сербии и Черногории и был …значительным. Но Георгий Черный определил законом, чтобы за жену не платили больше червонца» (Ковалевский Е. «Четыре месяца в Черногории» СПб., 1841 г., с.39). Здесь мы с вами видим пагубное влияние мусульманских традиций, низведших женщину до уровня скота, который также покупали и продавали. Нередки были случаи похищения невесты, иногда с её согласия. За похищение же девушки без согласия родителей человек, совершивший проступок, лишался всего своего имущества и изгонялся из страны. И это, на мой взгляд, совершенно справедливо. Стоит также добавить, что черногорки выходили замуж только за православных христиан, и ни за что – за мусульманина или католика. Религиозные путы в стране были очень сильны.

Страница 6