Размер шрифта
-
+

Черногорские женщины - стр. 2

Горы, благословенные непроходимые горы! Жаль, вас нет в центральной части моей бедной родины – России. Тогда здесь не распространилось бы столь дикое клерикальное христианство, а позже не добрались бы не менее страшные идеи большевизма и коммунизма…Однако, прочь ненужную лирику. Именно горный ландшафт создал Черногорию такой, какая она есть, именно горы способствовали изолированности различных частей страны и их культурной и политической неоднородности. К примеру, приморские племена Черногории, долгое время находившиеся под влиянием цивильной Италии и Венеции, гораздо раньше своих собратьев из центральной части страны стали тяготеть к европейским традициям и культуре. Вероятно, именно здесь появились и первые модники и модницы. А вот в скадарской области долгое время царствовал ислам, что заметно до сих пор (не хотелось бы, чтобы в дальнейшем они повторили несчастную судьбу Косово). Именно поэтому в центральных регионах страны, долгое время отрезанных от всех благ цивилизации, люди продолжали жить по старинке, как жили сотни лет назад их предки. Вплоть до начала двадцатого века, когда в Европе уже существовали телефонные аппараты и шикарные автомобили, а женщины боролись за право голоса и втайне посещали университетские лекции, здесь, в центральной части Черногории, законсервировался и правил бал девственно чистый патриархальный родоплеменной строй.

В Черногории начала двадцатого века не было царей, королей, президента или парламента. До середины девятнадцатого века этой меленькой страной управлял митрополит. Да-да, именно митрополит долгие годы являлся главой этого небольшого государства. Как я уже говорила, сама страна началась, по сути, с монастыря в Цетинье, а православные христианские традиции, в далеком двенадцатом веке пришедшие на смену исконным славянским верованиям, закрепились здесь крайне прочно, не вытеснив, однако, древнеславянских обычаев. На смену митрополитам в 1851 году пришли князья, вставшие во главе государства. Однако ни митрополиты, ни князья, по сути, не управляли страной. Они были номинальными фигурами, существующими, скорее, для представления Черногории в странах Европы, нежели для руководства и решения внутригосударственных проблем. Черногория жила и, если можно так назвать, развивалась по законам и обычаям рода, по традициям племени, на основании обычного устного права. Как это было, к примеру, на Руси восьмого века, или в Европе в незапамятные времена. Разумеется, митрополиты предпринимали попытки создать единый свод общегосударственных законов и правил, одинаковых для всей страны. Так, например, митрополит Пётр 1 Негош в конце восемнадцатого века отважился принять «Законник общий Черногорский и Брдский». Но, увы, авторитет и власть старейшины племени был куда привычней и доступней для обычного черногорца, чем подобный свод законов. В каждом черногорском племени испокон веков существовали свои правила, свои древнеславянские праздники и обряды. Они не поменялись даже с приходом христианства и ислама. К тому же Петр 1 Негош покусился на старые добрые обычаи, такие, как, ,например, кровная месть или умыкание невесты. Воистину, черногорцы не захотели жить по-новому, и не поняли своего митрополита. Они продолжали слушать лишь своих старейшин, вершащих суд и справедливость. Разумеется, исключительно в устной форме. Насколько мне известно, нет ни одного письменного свидетельства, датированного девятнадцатым веком, проливающим свет хотя бы на один из таких сельских «процессов судопроизводства».

Страница 2