Размер шрифта
-
+

Человек. Образ и сущность 2014. Гуманитарные аспекты. Человек и гуманитарное знание

1

Сол Д.Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – С. 13.

2

Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 717–718.

3

Гершензон М. Гольфстрем // Лики культуры: Альманах. – М.: Юристъ, 1995. – Т. 1. – С. 7.

4

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – С. 230.

5

Там же.

6

Низовцев В.В., Любитов Ю.Н., Мурзин В.С. О судьбе философии и науки // НГ-Наука: Ежемесячное приложение к «Независимой газете» – М., 1999. – № 7, Июль.

7

Там же.

8

Уилсон К. Оккультное. – М.: Республика: Терра–Книжный клуб, 2001. – С. 148.

9

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М.: Юристъ, 1998. – 784 с.

10

Там же. – С. 490.

11

Низовцев В.В., Любитов Ю.Н., Мурзин В.С. О судьбе философии и науки // НГ-Наука: Ежемесячное приложение к «Независимой газете» – М., 1999. – № 7, Июль.

12

См.: Культурология как наука: За и против: Круглый стол. Москва, 13 февр. 2008 г. – СПб.: СПбГУП, 2009. – С. 9.

13

Оствальд В. Энергетические основы науки о культуре. – СПб.: Образование, 1909. – 236 с.

14

Уайт Л.Э. Избранное: Эволюция культуры. – М.: РОССПЭН, 2004. – 1064 с. – (Серия «Культурология. ХХ век»).

15

Сол Д.Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 895 с.

16

Рудалев А. Симфонические личности и бездумные штампы // Литературная газета. – М., 2013. – № 25–26.

17

Розин В.М. Предпосылки и особенности античной культуры. – М.: ИФ РАН, 2004. – С. 9.

18

Розин В.М. Предпосылки и особенности античной культуры. – М.: ИФ РАН, 2004. – С. 13.

19

Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – С. 117–118.

20

Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. – С. 162.

21

Кутырев В.А. Бытие или ничто. – СПб.: Алетейя, 2010. – С. 160.

22

См.: Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человек // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика: Современник, 2009. – С. 774.

23

Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. – М.: ИФ РАН, 2009. – С. 27.

24

См.: Самохвалова В.И. Безобразное: Размышления о его природе, сущности и месте в мире. – М.: МАКС Пресс, 2010. – С. 11.

25

Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – С. 321.

26

Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия / Сост. В.М. Жамиашвили. – Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. – С. 45.

27

Stevenson L., Haberman David L. Ten theories of human nature. – 3-d ed. – Oxford: Oxford university press, 1998. – 354 р.

28

См.: Гуревич П.С. Биологическое и социальное // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика: Современник, 2009. – С. 73.

29

Эпштейн М.Н. Гуманология // Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. – М.: РОССПЭН, 2007. – Т. 1. – С. 525.

30

Лакан Ж. Семинары: «Я» в теории и в технике психоанализа, (1954/1955) – М.: Гнозис: Логос, 1999. – Кн. 2. – С. 509–516.

31

Guardini R. Das Ende der Neuzeit: Versuch für Orientierung; рус. перевод: Вопросы философии. – М., 1990. – № 4. (Переизд.: ЭОН: Альманах старой и новой культуры / РАН. ИНИОН. – М., 2010.)

32

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна (1979). – М.; СПб.: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 1998. – 160 с.

33

Аверинцев С.С. Знамения времени // In memoriam: Сергей Аверинцев. – М.: ИНИОН, 2004. – С. 241.

34

См. об этом, в частности: Нольте Э. Европейская гражданская война (1917–1945): Национал-социализм и большевизм. – М.: Логос, 2003. – 528 с.

35

Рено А. Эра индивида: К истории субъективности (1989). – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 471 с.

36

Ferry L., Renaut A. La pensée 68. Essai sur ľanti-humanisme contemporain. – Paris, 1985.

37

В русской литературной колонии в Париже в 1990-е годы некий рецензент подверг уничтожающей критике книгу о поэзии одной дамы за некомпетентность и глупость; этого рецензента подстерегли и избили железными палками, причем объяснили за что. Если бы этой истории, рассказанной мне коллегой, вернувшимся из Парижа, не было, то ее, как говорится, следовало бы придумать.

38

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. – М., 1990. – № 4. – С. 153.

39

Кюстин маркиз де. Россия в 1839 году. – М.: Терра, 1990. – 340 с.

40

Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции (1926) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. – СПб.: София, 1991. – Т. 1. – 352 с.

41

Вагинов К. Козлиная песнь (1928). – СПб.: Леонардо, 2011. – 320 с.

42

См. в особенности ранние работы Л.В. Пумпянского, вышедшего, как известно, из так называемого Невельского кружка или школы М.М. Бахтина: «Опыт построения релятивистической действительности по “Ревизору”» (1919) и «Достоевский и античность» (1922): Пумпянский Л.В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 864 с.

43

Бердяев Н. Новое средневековье. – Берлин, 1924. – С. 67.

44

Ср.: «Вспомните, друг, как учили нас в школе: одни звали вперед, другие манили назад, то и другое мы получали как единственный путь. Непостижимо, как мы спасались в этих условиях. Вспомните звено за звеном всю нашу русскую Кащееву цепь». – Пришвин М.М. Кащеева цепь (1922–1929) // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. – М.: Худож. лит., 1982. – Т. 3. – С. 378–379.

45

В «Охранной грамоте» (1929/31), может быть лучшем своем прозаическом произведении, Пастернак писал о поэтических группировках, предшествовавших мировой войне и революции: «Это были немыслимые в отдельности части того порыва, который был загадан с такой настойчивостью, что уже насыщал все кругом атмосферой совершающегося, а не только еще ожидаемого романа. <…> Это были слова и движенья крупного разговора, подслушанные обезьяной и разнесенные куда придется по частям, в разрозненной дословности, без догадки о смысле, одушевлявшем эту бурю». – Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Худож. лит., 1991. – Т. 4. – С. 214–215.

46

См.: Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое. – М.: АО «Х.Г.С.», 1997. – С. 136.

47

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (1940; 1965) // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Языки славянских культур, 2010. – Т. 4 (2). – С. 135.

48

См.: Плотников Н. Критическая теория отдыхает (Заметки о парадигмах критики) // Логос. – М., 2001. – № 2. – С. 76–80.

49

Böhme G. Am Ende des Backonschen Zeitalters: Studien zur Wissenschaftsent-wicklung. – Frankfurt a.M., 1993.

50

Гадамер Г.-Г. К русским читателям // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 6.

51

Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции. Цит. соч. – С. 95.

52

Там же. – С. 99–100.

53

Вейдле В.В. Россия и Запад (1956) // Вопросы философии. – М., 1991. – № 10. – С. 68.

54

Риддингс Б. Университет в руинах (1994). – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 304 с.

55

Розеншток-Хюсси О. Великие революции: Автобиография западного человека (1938). – М.: Библейско-богословский Институт св. апостола Андрея, 2002. – С. 90 (перевод несколько скорректирован).

56

Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. – М.: Русские словари, 1996. – Т. 5. – С. 136.

57

См., в частности: Керкегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости (1844). – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2009. – 192 с. Г.-Г. Гадамер писал в этой связи о Кьеркегоре: «Именно он обозначил истину христианского Евангелия как одновременность (Gleichzeitigkeit). Для него подлинная задача бытия Христа состояла в том, чтобы снять в “одновременности” дистанцию с прошлым. То, что у Кьеркегора сформулировано в виде парадокса, имеет силу для всего нашего отношения к традиции». – Гадамер Х.-Г. Что есть истина? (1962) // Логос. – М., 1991. – № 1. – С. 37 (перевод несколько скорректирован).

58

Подробнее об этом см.: Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы (1918) // Шпет Г.Г. Мысль и слово / Под ред. Т.Г. Щедриной. – М.: РОССПЭН, 2005. – 688 с.; Rodi F. Erkenntnis des Erkannten: Zur Hermeneutik des19. und 20. Jahrhunderts. – Frankfurt a.M., 1990. – S. 147–167.

59

См.: Chadga M. The self in Early Nyāya: A minimal conclusion // Asian philosophy. – Abington, 2013. – Vol. 23, N. 1, Feb. – P. 24–42.

60

См.: Taber J.A. The Mīmāmsā theory of self Recognition // Philosophy East and West. – N.Y., 1990. – N 40. – P. 35–57.

61

См.: Asian Philosophy. – Abington, 2013. – Vol. 23. – N 1, Feb. – P. 27.

62

См.: Tulving E. Elements of episodic memory. – Oxford, 1983; Tulving E. What is Episodic Memory? // Current directions in psychological science. – L., 1993. – N 2. – P. 67–70.

63

См.: Ganeri J. Cross-Modality and the self // Philosophy and phenomenological research. – Buffalo, 2000. – N 61. – P. 639–658.

64

См.: Asian philosophy. – Abington, 2013. – Vol. 23. – N 1, Feb. – P. 38.

65

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Л.: Наука, 1974. – Т. 10. – С. 470.

66

См.: Melnick A. Kant’s theory of self. – N.Y., L.: Routlede, 2009.

67

См.: Kumar A., Melnik A. Kánt’s theory of Self // Journal of the history of philosophy. – N.Y., 2010. – Vol. 48, N 4, Oct. – P. 535–536.

68

См.: Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – С. 199, 206.

69

Там же.

70

Там же. – C. 208.

71

См.: Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – С. 199, 206.

72

См.: Burge T. The Dewey lectures 2007: Self and self understanding // The journal of philosophy. – N.Y., 2011. – Vol. 58, N 6/7. – P. 287–383.

73

См.: The Concise Oxford Dictionary. – 9 ed. – Oxford, 1995. – P. 1253.

74

См.: The journal of philosophy. – N.Y., 2011. – Vol. 57, N 6/7. – P. 288.

75

См.: Бушин В. Иуды и простаки. – М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2010. – С. 84–86.

Страница notes