Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 12
От величественной когда-то усадьбы сохранилось немного – несколько старых лип и живописные развалины кирпичного амбара. Как и многое здесь, это строение также хранит свою тайну. По рассказам местных жителей, здесь обитает призрак последнего защитника графского наследия, поэтому ночью сюда захаживать не рекомендуют. Однако днем развалины не представляют никакой опасности. Здесь можно искать клады и фотографироваться».
Старые фото Чаус. Источник: https://vk.com/album-96380845_232095192
IV Евреи В Чаусах
Чаусы. Мельница Гусмана. Немецкая фотография. На заднем плане церковь в Заречье. Источник: https://vk.com/photo-96380845_418215074
4.1 Поселение евреев в Чаусах. Семнадцатое-восемнадцатое столетия
Поселение евреев в Чаусах
Поселение евреев в Чаусах происходило не позднее семнадцатого столетия.
Семнадцатое-восемнадцатое столетия
Энциклопедические данные говорят о том, что в эпоху Речи Посполитой во время Польско-Русской войны (в 1654-м году) многим евреям из местечка Мстиславского воеводства не повезло – они были пленены русскими и умерли на чужбине. Земли умерших евреев магистрат конфисковал. Тогда же евреи стали привлекаться магистратом к городской юрисдикции (по магдебургскому праву).
Год 1667-й. Это было время обнародования Виленским каштеляном Михаилом Пацем предписания, чтобы магистрат вернул евреям земли их погибших собратьев.
«Михаил Казимир Пац (1650—1724) – государственный деятель Великого княжества Литовского, каштелян полоцкий (1697—1724), староста васильковский» [9]. Источник фото: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/868477/Гетман
Королем Михаилом Вишневецким было подтверждено это распоряжение Паца, а также он подтвердил его привилегию от двадцатого декабря 1667-го года в пользу евреев. В силу данной грамоты [1]:
«евреи не могут привлекаться к городской юрисдикции и свободны от участия в податях и повинностях, которые будут налагаться на мещан».
Королем было дано евреям разрешение на приобретение земель и домов, на беспрепятственное занятие винным промыслом и торговлей. Евреи согласно его предписанию могли возвести синагогу на любом «плаце», но ей не следует быть похожей на католическую церковь.
Данная привилегия содержала и иные льготы для евреев. Ее неоднократно подтверждали последующие короли, в последний раз ее подтвердил Август III.
Год 1739-й. Это был год проживания в Чаусах 283-х евреев.
В энциклопедии упоминается, что в Чаусах проживали р. Моисей Хефец и р. Калман Чаусский. Жизнь р. Чаусского была подвижнической, его почитали, как «святого».
Позднее Чаусы превратились в уездный город. Согласно окладным книгам 1787-го года, в Чаусах христиан-купцов насчитывалось пять, купцов-евреев – восемьдесят два.