Чакра-йога. Глубинный путь к духовному пробуждению - стр. 15
Я предпочитаю думать о гранти как о местах, где «нас нет», потому что эти места закрыты для нас. Развязав узлы, мы можем превратить хроническое «нет» в настоящее «есть» или по крайней мере в выбор. Иногда развязывание узлов открывает путь мощнейшему потоку Кундалини, поэтому ослаблять их нужно осторожно, открывая чакры последовательно и внимательно выполняя асаны.
Бандхи
Слово «бандха» означает «замок» – не устройство для запирания двери, скорее нечто вроде шлюза на канале. С помощью бандх можно удерживать и распределять поток внутренней энергии. Если помните, в предыдущем упражнении «Аккордеон» мы работали с хроническими телесными зажимами, и для того, чтобы избавиться от зажима, мы вначале усиливали его.
Выполнение бандх, наряду с другими приемами, является важным условием для освоения системы йоги. Бандхи позволяют создавать нечто вроде энергетических шлюзов, которые контролируют и направляют течение праны. Когда шлюзы закрыты, прана накапливается; когда открыты – потоки праны устремляются в нужном направлении.
Представьте высокий цилиндрический сосуд из эластичного материала, который легко можно сжать. Если перекрыть трубу у основания, уровень воды станет подниматься, но, как только вы ослабите давление, он снова упадет. Если пережать трубу на определенной высоте, часть воды останется вверху. Бандхи – это сознательно создаваемые замки (или зажимы) в центральном канале, благодаря которым энергия направляется в другие чакры.
Бандхи важны для выполнения асан и дыхательных практик, поскольку они регулируют и направляют тонкую энергию.
В книге рассмотрены три классические бандхи.
• Мула бандха, или паховый (корневой) замок, относится к первой чакре.
• Уддияна бандха, или брюшной замок, относится к третьей чакре.
• Джаландхара бандха, или подбородочный замок, относится к пятой чакре.
Удерживая бандху в определенной чакре, вы можете активизировать чакры, находящиеся выше и ниже. Это зависит от ваших намерений, выполняемой асаны и особенностей задержки дыхания. Рекомендации по выполнению бандх даны в тех главах, в которых рассмотрены соответствующие им чакры.
Основные исходные асаны
В книге постоянно упоминаются три асаны, с которых начинается выполнение других упражнений.
Это Тадасана, или поза горы; Дандасана, или поза посоха; и поза стола (Бхарманасана, но ее редко так называют).
Тадасана, или поза горы
Тадасана – основная и самая простая поза йоги, это обычное вертикальное положение. Тело становится как бы столпом от земли до небес. Тело и позвоночник выравниваются строго по вертикали, а все чакры находятся одна над другой (это также верно для стойки на руках и стойки на голове, но такие позиции сложны для начинающих, тогда как Тадасану может выполнить любой, кто способен стоять прямо). Мне приходилось слышать, что если правильно освоить Тадасану и оставаться в ней неподвижным в течение часа, то в этот день можно не делать никаких других упражнений. Несмотря на простоту этой асаны, ее влияние более чем значительно. Многие наставники дают ученикам практические советы по выполнению Тадасаны; я же предпочитаю, чтобы каждый нашел собственный подход, прислушиваясь к своему телу. Выстраивайте свою Тадасану с нуля, чакра за чакрой.