Размер шрифта
-
+

Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией) - стр. 23

. Вскоре Констанций скончался, а при новом императоре Юлиане вернувшиеся из ссылок епископы-никейцы осудили Ариминский Собор 359 г. На этом «афанасиевский» этап Соборного движения в Италии закончился, и в Соборной активности в Италии наступил перерыв, во время которого проходили только малозначительные Соборы в Риме, при помощи которых новый папа Дамас через осуждение некоторых арианских епископов пытался утвердиться на Римской кафедре.

Представленный этап Соборного движения характеризуется, прежде всего, политически активной позицией папы Юлия, благодаря которой Римская Церковь стала основным участником событий. Указанная активизация привела, впрочем, к вмешательству императора в церковные дела, в силу чего «афанасиевский» этап Соборного движения в Италии можно характеризовать как первый исторический пример жесткого противостояния Римского епископа и Римского императора, теперь уже христианского. Именно это противостояние привело к временной победой омийства в италийской церковной жизни в богословском отношении, к падению авторитета Римского епископа как верховного арбитра в Церкви в политическом отношении, и, наконец, к появлению под эгидой императора Констанция нового италийского церковного административного центра, альтернативного Римской кафедре, каковым стала Медиоланская Церковь, особенно после того как Август постулировал в епископы Медиолана своего приближенного Авксентия.

Второй этап Соборного движения в Италии условно можно именовать как «амброзианский» период италийской синодальной истории. После того как в 374 г. император Валентиниан постулировал в епископы Медиолана на место умершего арианина Авксентия адвоката Амвросия, италийским диоцезам вновь суждено было стать важнейшим регионом, от которого во многом зависели судьбы Церкви. Амвросий с первых лет епископства начал энергичную борьбу против ариан, наводнивших с конца 50-х гг. северную Италию. Кроме того он стремился деятельно усовершенствовать все стороны клерикальной организации в своем диоцезе[82]. В конце 70-х гг. св. Амвросий как митрополит северной Италии, заручившись политической поддержкой императора Грациана и обнаружив в папе Дамасе, отстаивавшем никейское вероучение на локальных Римских синодах в 60-е и 70-е гг., своего богословского единомышленника[83], начал подготовку масштабного антиарианского Собора, который затмил бы по значению печально известный Ариминский Собор 359 г. и который привел бы к краху омийства в Италии, низвергнув оставшихся учеников Ария, стоявших у истоков омийской доктрины. Папа Дамас, политика которого была в большой степени гегемонистской, чем политика пап Юлия или Либерия, в это время последовательно собирал синоды, на которых подвергались осуждению такие омийские богословы как Урсакий Сингидунский, Валент Мурсийский, Авксентий Медиоланский или такие враги Римского понтифика как антипапа Урсин или Урбан Пармский

Страница 23