Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)
1
Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь / под редакцией С. И. Соболевского. Т. II. С. 1575.
2
Относительно проблемы терминологического различия понятий σύνοδος и concilium см.: Lumpe A. Geschichte der Wörter “Concilium” und “Synodus” in der antiken christlichen Latinität // Annuarium Historiae Conciliorum. T. II. 1970. P. 1–21. Бесспорно, что латинские источники предполагают различение двух терминов, которое определялось регламентом заседаний, а также составом участников.
3
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) неоднократно доказывал данное суждение в лекциях и в устных консультациях. Научное исследование архимандрита Ианнуария (Ивлиева), посвященное экзегетике Нового Завета, в настоящее время готовится к печати.
4
Флоровский Георгий, прот. Соборность Церкви // Вера и Культура. Избранные труды по богословию и философии. Сб. СПб. 2002. С. 528–529.
5
Афанасьев Николай, протопресв. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003. С. 15.
6
Флоровский Георгий, прот. Евхаристия и соборность // Вера и Культура. Избранные труды по богословию и философии. Сб. СПб. 2002. С. 353.
7
Мейендорф Иоанн, протопресв. Соборность Церкви // Живое Предание Сб. СПб. 1997. С. 113–114.
8
Лебедев А. П. Духовенство Древней Вселенской Церкви от времён апостольских до X века. СПб. 1997. С. 176.
9
Автору представляется верной точка зрения А. А. Васильева, который отсчитывал историю Византийской Империи применительно к восточной половине Римской Империи от эпохи императора Константина Великого. См.: Васильев А. А. История Византийской Империи. Т. I. СПб., 1998.
10
Объективная реальность этих изменений, очевидная в начале IV в., уже определенно позволяет назвать общество Римской империи в этот период развития ранневизантийским обществом.
11
Флоровский Георгий, прот. Авторитет Древних Соборов и предание Отцов // Избранные богословские статьи. Сб. М., 2000. С. 298–299.
12
Kölling W. Geschichte der Arianischen Haeresie. Gutersloh. 1883. T. II. Vorwort. S. 10.
13
Gaudemet J. Les Sources du droit de l’Église en Occident du II au VII siècle. Paris. 1985. Р. 67–68.
14
Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma. 1976. Т. I. P. 464–465.
15
Ibid. T. II. P. 900–901.
16
Карташёв А. В. Вселенские соборы и соборность // Церковь, История, Россия. Сб. М., 1996. C. 71.
17
Мусин Александр, диак. Церковь, Общество, Власть. Опыт патрологического исследования. СПб. Петрозаводск. 1997. С. 108; Dvornik F. Early Christian and Byzantine political philosophy. Origins and background. Wachington. 1966. Vol. II. Р. 608.
18
Солодовников В. В. Ранние соборы. Меровингская Галлия VI–VIII вв. М., 2004. С. 10–13.
19
Следует вспомнить ситуацию, сложившуюся вокруг Портианской базилики в Медиолане при императрице Юстине, или репрессии, которым оказались подвергнуты папские легаты в Константинополе при императоре Зеноне.
20
Но даже средневековое понятие синода не будет иметь ничего общего с тем смыслом, который окажется вложен в это понятие церковной практикой Нового времени. Наиболее явно противопоставление Собора и синода проявится в каноническом строе Православной Церкви в России, где с 1721 по 1917 гг., как известно, существовал постоянно действовавший «Святейший Правительствующий Синод», фактически заменивший собой Поместный Собор, а в 1927 г. был создан Патриарший Священный Синод, призванный обеспечить большую централизацию церковного управления в условиях гонений.
21
Лебедева Г. Е. Социальная структура ранне-византийского общества по данным кодексов Феодосия и Юстиниана. Л., 1980. С. 137. Необходимо также учитывать следующее обстоятельство, отмеченное Г. Л. Курбатовым: «В течении V–VI веков церковь фактически лишает курии их важнейших административно-хозяйственных и общественно-политических функций и становится во главе городского самоуправления», – см.: Курбатов Г. Л. Городские курии и сословия куриалов в ранней Византии (IV–VI вв.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1956. С. 15.
22
Gaudemet J. L’Église dans L’Empire Romain (IV–V siècles). Paris. 1958. Р. 106–107.
23
Lizzi Testa R. Privilegi economici e definizione di status: il caso del vescovo tardoantico // Rendiconti della academia nazionale dei Lincei, classe di scienze morali, storiche e filologiche. S. IX. Vol. XI. Fasc. I. Roma. 2000. Р. 55.
24
Васильев А. А. История Византийской Империи. Т. I. Время до Крестовых походов. СПб. 1998. С. 100.
25
Brehier L. Constantin et la fondation de Constantinople // Extrait de la Revue historique. T. 119. Paris. 1915. Р. 21.
26
Васильев А. А. Указ. соч. С. 106.
27
Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на западе в IV веке. Книги I–III. T. V. Собрания сочинений. СПб. 1998. С. 73.
28
Левченко М. В. История Византии. М., Л., 1940. С. 22–23.
29
Pietri Ch. Op. cit. Т. I. P. 97.
30
Курбатов Г. Л. История Византии. М., 1984. С. 45.
31
Amm. Marcel. Res Gestae, XXII, 5. 1–4, XXVII, 3. 11–13.
32
Gaudemet J. Les Sources du droit de l’Église en Occident du II au VII siècle. Paris. 1985. P. 34.
33
Lizzi Testa R. Vescovi e strutture ecclesiastiche nella città tardoantica (l’Italia annoraria nel IV–V secolo d. C.) Como New Press. 1989. Р. 211.
34
Ibid. P. 7.
35
Ibid. P. 17. Р. Лицци Теста приводит в качестве подтверждения реальности присутствия среди представителей епископата заметных выходцев из знатных семей личность св. Амвросия, в то время как присутствие плебеев в епископате олицетворяет Кромаций Аквилейский, участие в церковно-политической жизни монахов символизируют Евсевий Верцелльский, Гауденций Новарский и вероятно Максим Тауринский (Туринский).
36
Курбатов Г. Л., Лебедева Г. Е. Некоторые вопросы истории византийской Церкви в освещении современной историографии // Феномены истории. Сб. к 70-летию В. Л. Керова. М., 1996. C. 53.
37
De Giovanni L. Chiesa e Stato nel Codice Teodosiano. Saggio in libro XVI. Napoli. 1980. Р. 182.
38
Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. T. II. Paris. 1908. Р. 665.
39
Курбатов Г. Л. История Византии. М., 1984. С. 47.
40
Левченко М. В. Церковные имущества V–VII вв. в Восточно-Римской империи // ВВ. Т. II. (XVII). М., Л., 1949. С. 21.
41
Hohlweg A. Bischof und Stadtherr im Frühen Byzanz // JÖB. XX. 1971. S. 8.
42
Gaudemet J. L’Église dans l’Empire Romain (IV–V siècles). Paris. 1958. P. 355.
43
Lizzi Testa R. Privilegi economici e definizione di status: il caso del vescovo tardoantico // Rendiconti della academia nazionale dei Lincei, classe di scienze morali, storiche e filologiche. S. IX. Vol. XI. Fasc. I. Roma. 2000. P. 57; Eiusdem Vescovi e strutture ecclesiastiche nella città tardoantica (l’Italia annoraria nel IV–V secolo d. C.) Como New Press. 1989. P. 36–137. Ярким примером новых политических возможностей Церкви является решение Медиоланского собора 393 года об изгнании еретика Ювиниана и его последователей из Медиолана. См.: Mansi. T. III. P. 689.
44
Hohlweg A. Op. cit. S. 61; Claude D. Die Byzantinische Stadt // BA. 13. München. 1969. S. 157.
45
CTh. XVI, 2, 4.
46
Magnou-Nortier E. Le Code Théodosien et sa réception au Moyen Âge. Introduction, notes et index // SC 2. Paris. 2002. Р. 108; Также см.: Buenacasa Perez C. La propriedad ecclesiastica segun el “Codex Theodosianus” // La Hispania de Teodosio. (Congreso Internacional Segovia loca. Oct. 1995). Madrid. 1997.
47
Соколов Пл. Церковно-имущественное право в Греко-Римской Империи. Новгород. 1896. С. 41–57.
48
CTh. XVI, 2, 23.
49
CTh. XVI, 2, 12; CTh. XVI, 2, 47; Magnou-Nortier E. Op. cit. Р. 118; Также см.: Cimma M. L’episcopalis audientia nelle costituzioni imperiali da Costatino a Giustiniano. Torino. 1989.
50
Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. T. II. Paris. 1908. Р. 655–665.
51
Magnou-Nortier E. Op. cit. P. 29; Rahner H. L’Église et l’Etat dans le christianisme primitif. Paris. 1964. P. 130, 146.
52
Ostrogorsky G. Staat und Gesellschaft der frühbyzantinischen Zeit // Sonderdruck aus Historia mundi. Ein Handbuch der Weltgeschichte in zehn Banden. Herausgegeben von F. Valjavec. 4: Römisches Weltreich und Christentum. Bern-München. 1955. S. 559.
53
Le Liber Pontificalis / Ed. L. Duchesne. Paris. 1886. T. I. Préface. P. 137–139; Gaudemet J. Les Sources du droit de l’Église en Occident. Paris. 1985. Р. 97.
54
Concilia Generalia et Provincialia / Ed. S. Binii. Coloniae Agrippinae. 1606. T. I. P. 429; Pietri Ch. Op. сit. T. I. P. 201.
55
Ath. Apol. c. Ar. 21–35; Barnes T. D. Athanasius and Constantius Theology and politics in the Constantian Empire. Cambridge (Mass.). 1993. P. 59–61.
56
Mansi. T. III. P. 94; Barnes T. D. Op. cit. 1993. Р. 97, 231.
57
Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 236.
58
Mansi. T. III. P. 229; Barnes T. D. Op. cit. P. 110; Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 238–239.
59
Le Liber Pontificalis / Ed. L. Duchesne. Paris. 1886. T. I. P. 207.
60
Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 733. Amm. Marcel. Res Gestae, XXVII, 3. 11–15.
61
Lanzoni F. Le origini delle diocesi antiche d’Italia. Roma. 1923. P. 447; Rade M. Damasus, Bischof von Rom. Ein Beitrag zur Geschichte der Anfänge des Römischen Primats. Freiburg, Tübingen. 1882. S. 52–54, 162; Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 73.
62
Rade M. Op. cit. S. 83, 162.
63
Ibid. S. 163; Pietri Ch., Pietri L. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire: II Proso- pographie de l’Italie Chrétienne (313–604). Paris. 2000. Vol. II. P. 2344.
64
Ibid. Vol. I. P. 1040.
65
Mansi. T. III. P. 629; М. Радэ высказывался в пользу реальности собора см.: Rade M. Op. cit. S. 161.
66
Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma. 1976. Т. I. P. 838–839; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад. 1914. C. 628.
67
Mansi. T. III. P. 689.
68
Pietri Ch. Op. cit. T. II. P. 899, 903.
69
Pietri Ch., Pietri L. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire: II Prosopographie de l’Italie Chrétienne (313–604). Paris. 2000. Vol. II. P. 2430.
70
Mansi. T. III. P. 375.
71
Nova Collectio Conciliorum sev supplementum ad collectionem Labbei / Ed. S. Baluzii. Parisiis. 1707. P. 381.
72
Concilia Generalia et Provincialia / Ed. S. Binii. Coloniae Agrippinae. 1606. T. II. P. 284; Л. Сурий во многом способствовал принятию историографической традицией т. н. смещённой нумерации симмахианских синодов, в силу чего синод 499 года у него именовался вторым, синод 23 октября 502 года, ознаменованный кровопролитием в Риме, четвёртым, «победный» синод 6 ноября 502 года третьим, а два последующих пятым и шестым. В качестве комментария к их деяниям Сурий поместил книгу Эннодия Тицинского «Liber pro Symmacho Papa». См.: Conciliorum Generalium et Provincialium Tomus II / Ed. L. Surii. Coloniae Agrippinae. 1565. P. 328–353.
73
Pietri Ch., Pietri L. Op. cit. Vol. II. P. 1239–1241, 2430.
74
Gaudemet J. Les Sources du droit de l’Église en Occident. Paris. 1985. P. 48–49.
75
Jones A. H.M., Martindale J. R., Moris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge. Vol. I. (260–395). 1971. Vol. II. (395–527). 1980. Также см.: Jones A. H. M. The Later Roman Empire (284–602). Oxford. 1964. Vol. III. P. 395–396.
76
Pietri Ch., Pietri L. Op. cit. Vol. II. P. 2429–2430.
77
Mansi. T. II. P. 1269, 1359; Ath. Apol. c. Ar. 21–35; Barnes T. D. Op. cit. P. 59–61; Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma. 1976. Т. I. P. 189–193, 199–201; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma. 1975. P. 124, 146; Lietzmann H. Geschichte der Alten Kirche. Berlin 1938. T. III. S. 181–182, 187; Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. Paris. 1908. T. II. P. 204–205; Карташёв А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. C. 58–63.
78
Mansi T. II. P. 1369, T. III. P. 159; Ath. de Synodis 26; Barnes T. D. Op. cit. P. 88–89; Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 232; Simonetti M. Op. cit. P. 202.
79
Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 237.
80
Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Église d’Egypte au IV siècle (328–373). Rome. 1996. P. 467–468.
81
Mansi. T. III. P. 234, 293; Barnes T. D. Op. cit. P. 117–118, 145–146; Simonetti M. Op. cit. P. 219, 314–324; Meslin M. Les Ariens d’Occident 335–430. Paris. 1967. P. 270–271, 285–289; Lietzmann H. Op. cit. T. III. S. 213, 226–227; Duchesne L. Op. cit. T. II. P. 257–258, 297–298, Kölling W. Op. cit. T. II. S. 235–239; Карташёв А. В. Указ. соч. М., 1994. C. 75–87.
82
Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан. 1990. C. 71.
83
Там же. C. 77, 127.
84
Mansi. T. III. P. 455, 486; Simonetti M. Op. cit. P. 562, Duchesne L. Op. cit. T. II. P. 458–470.
85
Scolie arienne sur le concile d’Aquilée / Ed. R. Gryson // SCh 267. 1980. P. 131–140; Simonetti M. Op. cit. P. 542–546; Meslin M. Op. cit. P. 86–87; Пареди А. Указ. соч. С. 134; Самуилов В. История арианства на латинском западе. СПб. 1890. C. 96–100.
86
Pietri Ch. Op. cit. T. I. P. 866–869, T. II. P. 891; Пареди А. Указ. соч. C. 138.
87
Le Liber Pontificalis / Ed. L. Duchesne. Paris. 1886. T. I. P. 216; Canones apostolorum et conciliorum saeculorum IV–VI / Ed. Th. Bruns. Berolini. 1839. T. I. P. 274.
88
Р. Краутхаймер отождествлял Портианскую базилику со знаменитым храмом San Lorenzo (basilica Sancti Laurentii) под Миланом. См.: Краутхаймер Р. Три Христианские Столицы: Рим, Константинополь, Милан. Топография и политика. М., СПб. 2000. C. 96–97; Pietri Ch. Op. cit. T. II. P. 893–894; Simonetti M. Op. cit. P. 545; Пареди А. Указ. соч. C. 172–175.
89
Pietri Ch. Op. cit. T. II. P. 973; Palanque J. Saint Ambroise et l’Empire Romain. Paris. 1933. P. 539; Пареди А. Указ. соч. C. 209–212.
90
Amb. Ep. 56; Pietri Ch. Op. cit. T. II. P. 1080–1082; Пареди А. Указ. соч. C. 238–239.
91
Amb. Ep. 42; Pietri Ch. Op. cit. T. II. P. 904–905; Пареди А. Указ. соч. C. 242.
92
Conciles galois du IV siècle / Ed. J. Gaudemet // SCh 241. Paris. 1977. P. 133–134; Concilia Galliae 314–506 / Ed. Ch. Munier // CCh (sl) 148. Turnholti. 1963. P. 54–58.
93
Парадокс заключается в том, что император Констанций, организовывая проарианские Соборы в Медиолане, желал возвысить будущего Медиоланского епископа – омия в противовес Римскому епископу-омоусианину. Однако в результате деятельности св. Амвросия, сменившего омия Авксентия, Медиоланский предстоятель возвысился по авторитету над Римским архиереем именно благодаря своему положению самого яростного поборника учения о единосущии.
94
Duchesne L. Op. cit. T. III. P. 673.
95
Ibid. P. 29–30.
96
Le Liber Pontificalis / Ed. L. Duchesne. Paris. 1886. T. I. P. 218.
97
Ibid. T. I. P. 222.
98
Pietri Ch. Op. cit. T. II. P. 1330–1331.
99
Ibid. T. II. P. 1226; Никодим (Милаш) еписк. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 1994. Т. II. C. 257.
100
Pietri Ch. Pietri L. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire: II Prosopographie de l’Italie Chrétienne (313–604). Paris. 2000. Vol. II. P. 2430.
101
Coll. Auell. 21; Le Liber Pontificalis / Ed. L. Duchesne. Paris. 1886. T. I. P. 228.
102
Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. IV. P. 192.
103
Евагрий схоластик. Церковная История / Пер. Вступ. Статья, коммент. и прилож. И. В. Кривушина. СПб. 1999. C. 106.
104
Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma. 1976. T. II. P. 1358.
105
Ibid. T. I. P. 672.
106
Mansi. T. VI. P. 141; Leo. Ep. 97.
107
Acta conciliorum et epistolae decretales / Ed. J. Harduinii. Parisii. 1715. T. II. P. 937–942.
108
Coll. Auell. 70, 103; Canones apostolorum et conciliorum saeculorum IV–VII / Ed. Th. Bruns. Berolini. 1839. T. I. Pars I. P. 288.
109
Gaudemet J. Les Sources du droit de l’Église en Occident du II au VII siècle. Paris. 1985. P. 76–78, 134.
110
Hilar. Ep. 15, 5, 7–9; Coll. Auell. 103.
111
Pietri Ch. Op. cit. P. 607.
112
Ms. RNB. Lat. F. v. II. 3. F. 178 v.
113
Acta Conciliorum Oecumenicorum / Ed. E. Schwartz, cont. E. Straub. T. I. Concilium universale Ephesenum. Vol. II. Berlin. Leipzig. 1925–1926.
114
Ciurletti G. Antiche Chiese del Trentino, dalla prima affermazione del cristianesimo al X secolo (Breve excursus alla luce di’trent’anni diverche e scavi archeologici) // Frühe Kirchen im östlichen Alpengebeit von der Spätantike bis in ottonische Zeit. Band. 1. Herausgegeben von H. R. Sennhauser. München. 2003. S. 358.
115
Удальцова З. В. Италия и Византия в VI веке. М., 1959. C. 13, 18.
116
Gaudemet J. Op. cit. P. 133–137, 139–141.
117
Mitrofanoff A. Anselme de Lucques et la Collection Quesnelliana // Cristianesimo nella storia 33 (2012), P. 759–773.
118
Mss. BNF. Lat. 3842 A. F. 101 v.; BNF. Lat. 3848 A. F. 134; CTh. XVI, 1, 2.
119
Magnou-Nortier E. Op. cit. P. 96–97; Joannou P. P. La Législation impériale et la christianisation de l’Empire Romain (311–476). OChA 192. Rome. 1972. P. 44.
120
Acta Syn. Rom. 2, 19–20; Pietri Ch, Pietri L. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire, II Italie (313–604). Vol. I. Paris. 1999. P. 186–187.
121
Ibid. P. 680.
122
Mss. BNF. Lat. 3842 A. F. 102; BNF. Lat. 3848 A. F. 134 v.; CTh. XVI, 4, 2.
123
Magnou-Nortier E. Op. cit. P. 186.
124
Ms. BNF. Lat. 3848 A. Loc. cit.; CTh. XVI, 5, 6.
125
Magnou-Nortier E. Op. cit. p. 287.
126
Pietri Ch, Pietri L. Op. cit. Vol. I. P. 362–363.
127
Mss. BNF. Lat. 3842 A. F. 56; BNF. Lat. 3848 A. F. 33 v.
128
Ms. BNF. Lat. 3848 A. F. 59 v.-64, F. 84, 135 v.-36.
129
Société d’histoire du droit // RHD. XI, 1932. P. 208–209; Stickler A. M. Historia iuris canonici. T. I. Historia fontium. Augustae Taurinorum. 1950. P. 50.
130
Gaudemet J. Op. cit. P. 139.
131
Ms. BNF. Lat. 3836. F. 47 v.