Царь Соломон и Русь - стр. 23
Упомянуты богатыри русские – Илья Муромец, Семен Леховитый, Олешенька Попович, Добрынюшка Никитич.
Одного из непосредственных учеников и последователей Богомила звали Добри. Известен дядя (называный в летописи по-болгарски «уем») Владимира Киевского – Добрыня (болгарские имена Добри, Добрин). Впрочем, династия Добриничей затем существовала именно на севере Руси.
Указанное в былине расхождение в обрядности между православными царства Соломона и Царьграда-Золотой Орды, также имелось в отношениях между Русью-Болгарией и Ромеей-Золотой Ордой.
Известно, что ромеи заново освящали церкви еретиков, также заново они освящали церкви русских и болгар.
Единство обрядов болгар, русских и славян признавал Рим. Булла папы Иоанна VIII Болеславу Чешскому (972 г.) об основании Пражской епископии и девичьего монастыря, в хронике Козьмы Пражского, подчеркивает, чтобы они должны быть устроены «Verumtamen non secundum ritus aut sectam Bulgariae gentis vel Ruziae, aut Sclavonicae linguae, sed magis sequens instituta et decreta apostolica…» (По уставу св. Бенедикта и под руководством нашей дочери аббатисы Марии. Но не обряду по секты болгарского народа или русского, и не на славянском языке, но более по практике и декретам апостольского…).
О том, что греческая церковь считала православное христианство еретическим, говорят многие свидетельства. Среди «еретических народов» ставит болгар Проложное Житие св. Ивана Владислава. Исследования показали, что в начале 11 века (по другим сведениям в 13—15 веках) почти все памятники церковной архитектуры в центральных, западных и юго-западных районах Балканского полуострова были разрушены до оснований или сделаны негодными для богослужений путем разрушения их куполов и алтарей.
Археологические свидетельства и источники приводят к традициям производящим православие от апостола Павла и апостола Иакова. С именем апостола Иакова связано «Протоевангелие Иакова» которое считают апокрифическим. Тем не менее, его славянские тексты были широко распространены, оно отсутствует в славянских списках запрещенных книг, и славянская традиция не считала его апокрифом.
Сотни церквей на Балканском полуострове и за его пределами не были предназначены для совершения ритуала, узаконенного Цареградской патриархией. Болгарская и русская церковная служба существенно отличалась от ромейской. В этом случае поддержка греческого духовенства на Руси Золотой ордой – борьба Константинопольской патриархии с традиционным православием (староверами), продолжавшаяся и после перехода властей Орды в ислам.