Царь Соломон и Русь - стр. 16
То же самое могло произойти при прорыве стен Византия в районе Золотой палаты и прохода на Ипподром. На Ипподроме, вмешавшем 100 тысяч человек, где собирались все взрослые жители Царьграда, показывали трофеи и пленных царей, вновь вступивший на трон император впервые обращался к народу.
7
В истории Ромейской империи имеются похожие события. Известно два царьградских императора с именем Василий – Василий I Македонянин и Василий II Болгаробойца.
Василий I правил в 867—86 г. Официально Василий умер вследствие несчастного случая на охоте 29 августа 886 года. По Табари несколько времени спустя после смерти Василия известие о перемене правления в Константинополе дошло до двора халифа через Язамана, послы котораго, явившись из Тарса, передали сведения о том, что «три сына тирана греков напали на него, убили и избрали одного из них царем над собою». В другом месте под 270 годом (11 июля 883—28 июня 884 г.) Табари говорит: «в этом году был убит царь греков, известный под названием сына Славянина».
Указание на то, что Соломон ранее был пастухом, могло относиться не к Давиду, а Василию. Ромеи обычно считали Василия I происходящим из македонских пастухов, но затем была создана царская генеалогия. Характерно, что Константин Багрянородный, придумывая царских предков Василию, тем не менее, не называет по имени ни его отца, ни матери.
Генеалогия Василия II известна, он считается сыном Романа II и Феофано. Василий II родился в 954 г. или 958 г. или 962 г.
Тогда Василий I – Василий (Иван) Окулович (Окулов, Охулович, Викулович, Никульевич, Микульевич, Попович) и по происхождению – попович, или же сын гвардейца из Македонии Николая (Славяна).
Соломан-царь Давыдовичь – Симеон Мудрый Борисович, крестный сын Михаила III. Однако у Михаила III, по мнению историков, имелся еще один сын – Лев Мудрый.
Известны иконы с надписью «св. Давид царь болгарский». В. Златарский высказал мнение, что Давид Болгарский – это комитопул Давид, старший брат царя Самуила, который, возможно, на короткий срок в интервале 971—979 г. был царем. В Истории иероманаха Паисия Хиландарского (1762 г.) о Давиде Болгарском сообщается, что он добровольно оставив царство брату Самуилу, ушел в монастырь. Давид стоит 3-м в списке болгарских святых. В. Златарский пришел к выводу, что источником для иероманаха Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена. 1741 г.). По свидетельству хроники Иоанна Скилицы и ее дополнениям, сделанным епископом города Девола Михаилом, Давид вместе с братьями боролся за независимость Болгарии, но был убит в начале восстания, в 976 году, что исключает возможность провозглашения его царем. Самуил принял царский титул только в 997 году. Болгарские историки считают, что Давид не был канонизирован, а, подобно мнимым болгарским святым, ошибочно попал в Зографский помянник 1505 г., а после 1762 года и в церковный календарь под 26 июня, в день памяти преподобного Давида Солунского.