Царь Соломон и Русь - стр. 18
Василий I правил, когда на Руси, как считается, были Рюрик, Оскольд, Дир, а не Владимир. Но в русских источниках Владимир и Добрыня указан современником Василия I и Симеона, так в Никоновской летописи под 6499 г.– запись: «Иде Михаил митрополит по Русской земле и до Ростова, с четырма епископыФотеа патриарха, и з Добрынею и с Анастасом; а друзии епископы Фотеевы в Киеве пребываху.». Патриарх Фотий действовал в 858—67 г. и 878—86 г., при Василии I.
В Иоакимовской летописи указано: «По сем же иде Владимир на Булгары и победи их, мир учении, и прият крещение сам и сынове его, и всю землю Русскую крести. Царь же болгарский Симеон присла иереи учены и книги довольны…».
Василий Окульевич, Охулович, Викулов. Аколуф (acoluthus) – низшая должность служителя храма, состоящего при священнике. В Ромее аколуфами именовали иподиаконов. Аколуф в 9—10 веках протомандатор (проксим) тагмы арифм – начальник ординарцев столичного гвардейского подразделения, в полторы тысячи воинов. С 11 века титул командующего варяжским корпусом в Царьграде, подчинявшегося великому друнгарию виглы.
Также Василий, Иван Никульёвиць – то есть отцом Василия мог быть Аколуф Николай.
Васенька Попович (он же Васенька Окулович), также указывет на занятие его отцом священнической должности. Но в это время в Роме звание «Папа» носил римский первосвященник. В правление Михаила III и Василия I известен Римский папа – св. Николай I Великий (Nicolaus 800- 867 г.).
Святой Николай I Великий – Папа Римский с 24 апреля 858 года по 13 ноября 867 года. Николай родился в знатной семье в Риме, был родственником Льва IV. Получил отличное образование и поступил на службу Церкви в раннем возрасте. Он был сделан иподиаконом папой Сергием II (844—847 г.), а диаконом при Льве IV (847—855 г.). В 858 г. император Западной Римской империи Людовик II, явился в город, чтобы оказать влияние на выборы. 24 апреля Николай был избран Папой, и возведен на престол в присутствии императора.
Его понтификат вошёл в историю как период, когда впервые была последовательно сформулирована идеология папской теократии. По мнению Николая I, папа римский обладает всей полнотой власти в Церкви, является её единственным главой. Власть всех других епископов (на Востоке и на Западе) исходит от папы, который имеет право судить любое духовное лицо. Не менее сильно Николай подчёркивал верховенство папской власти над властью светских государей.
Николай I был первым, кто использовал так назывемые лжеисидоровы декреталии, сборник сочинённых от имени бывших пап писем и декретов, в качестве кодекса прав, дававшего институту папства независимость от государства, церковной иерархии – епископов, даже соборно ими принятых решений.