Размер шрифта
-
+

Быт и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях - стр. 1


© ООО «Издательство «Вече», 2019

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2020

Сайт издательства www.veche.ru

К изданию 2019 г

Николай Иванович Костомаров (1817–1885) – один из самых знаменитых русских историков, входящий в список первейших ученых XIX столетия по отечественной истории. Имя его известно во всем мире, и не случайно 175-летие со дня рождения широко отмечалось в 1992 г. по решению ЮНЕСКО. Фигура Костомарова заслуженно стоит рядом с такими прославленными именами, как Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев.

С точки зрения исторической науки подходы Н.И. Костомарова сегодня выделяются тем, что, по сути, опередили свое время. Что такое исторический труд ученого позапрошлого, да и начала прошлого столетий? Длинный перечень имен правителей, спор о событиях, упомянутых в летописях, хрониках и прочих письменных источниках, в лучшем случае описание сражений и обсуждение отдельных элементов материальной культуры. История еще система, археология только-только зарождается, а понимание единства мира вещей, которые создавали и которыми пользовались люди прошлого, осмысление их ценности как источников информации о былом, а не только как предметов из драгоценных материалов еще не вызрело окончательно, не приобрело законченный вид.

А вот «вольнодумец», адъюнкт-профессор русской истории Киевского университета Н. Костомаров говорит о необходимости изучать прошлое в его совокупности: «Царские дворы, правительственные приемы, законодательства, войны, дипломатические отношения не удовлетворяли желания знать прошедшую жизнь. Кроме политической сферы оставалась еще нетронутой жизнь народных масс с их общественным и домашним бытом, с их привычками, обычаями, воспитанием, сочувствиями, пороками и стремлениями». И хотя мы сегодня порою лишь улыбаемся, читая некоторые рассуждения ученого о, например, древней славянской мифологии (см. недавно вышедшую в серии «Неведомая Русь» книгу Н.И. Костомарова «Славянская мифология»), мы обязаны отдать ему должное при знакомстве с «Очерком домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». Это плод работы нескольких лет. Костомаров начал трудиться над ней еще в Саратове, куда он был сослан за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе, а завершил уже после возвращения из ссылки в Санкт-Петербурге.

«Очерк…» был опубликован в 1860 г. в журнале «Современник», но работа над ним продолжилась и после публикации. Он стал очень популярен, получил почетный отзыв Академии наук (1862) и выдержал три издания подряд, чтобы после 1906 г. исчезнуть из поля зрения массового читателя вплоть до последних годов минувшего века, да и сегодня не очень доступен.

Настоящий том основан на издании 1887 г. и дополнен для удобства читателей краткими справочными пояснениями касательно персоналий и малоизвестных слов.

К изданию 1887 г

Наша историческая литература не бедна сборниками актов и летописей и многими добросовестными исследованиями по разным отраслям русской старины. Но это составляет драгоценность или для специальных ученых, или для лиц, которым положение их и воспитание дозволяют следить постоянно за ходом науки и знакомиться со всеми текущими явлениями в ее области. Но за этим немногочисленным классом читателей есть гораздо большая масса публики, погруженная в занятия, которые лишают ее и времени, и средств, чтоб обращаться к чтению ученых исследований, решающих тот или другой вопрос прошедшей русской жизни. Нередко случается слышать укоры в невежестве и отсутствии мысли, обращенные на тех, которые, получая журналы, читают в них одни легкие статьи и оставляют неразрезанными (т. е. непрочитанными. – Ред.) ученые; но часто так поступают люди образованные и развитые и столько же в своей сфере полезные для общества, как и авторы ученых статей, не читаемых ими. Нельзя их обвинять, если после трудов на своем поприще они ищут в чтении отдохновения: невозможно требовать, чтоб их интересовал частный вопрос по науке, когда их деятельность обращена к другим предметам. Еще менее возможно, чтоб они читали сырые материалы, как, например, Акты Археографической комиссии. Но это не значит, чтоб прошедшая жизнь не возбуждала в них никакого интереса: для этой части публики нужны только не частные исследования, а очерки, из которых они могут составить себе целостные представления.

Страница 1