Буддийский ответ на климатический кризис - стр. 5
Введение
Дэвид Р. Лой и Джон Стэнли
Буддадхарма и планетарный кризис
Если мы продолжим наносить вред Земле, как мы делаем сейчас, наша цивилизация, несомненно, будет уничтожена. Чтобы изменить ситуацию, требуется просветление, пробуждение. Будда достиг личного пробуждения. Теперь мы нуждаемся в коллективном просветлении, чтобы прервать эту цепь разрушения. Цивилизация погибнет, если мы продолжим потакать борьбе за власть, славу, секс и наживу.
Тхить Нят Хань [1]
Ныне мы живём в эпоху великого кризиса, сталкиваясь с самой серьёзной проблемой, которая когда-либо возникала перед человечеством, – экологическими последствиями нашей собственной коллективной кармы. Учёные неопровержимо доказали, что человеческая деятельность вызывает разрушение окружающей среды в масштабе всей планеты. В частности, повышение средних температур на Земле происходит значительно быстрее, чем прогнозировалось.
Всё большее число ведущих учёных во всём мире соглашаются с Тхить Нят Ханем, что сейчас на карту поставлено выживание человеческой цивилизации – возможно, даже человечества как вида. Мы достигли критического момента в своей биологической и общественной эволюции. Как буддизм может повлиять на наш ответ в этой сложной ситуации? Могут ли буддийские традиции помочь нам успешно преодолеть этот вызов? Этих неотложных вопросов больше нельзя избегать.
Наша физическая среда меняется быстрее, чем в любой период за последние сотни миллионов лет, за исключением тех редких катаклизмов, в которых погибала бóльшая часть живых существ на Земле.
Кен Калдейра, Стэнфордский университет [2]
Мы любим думать об экологическом кризисе не больше, чем о том, что все мы – смертные существа. Основная реакция на него человечества – как отдельных людей, так и общества в целом – отрицание. Мы вытесняем эту тему из своего сознания, но такое вытеснение обходится дорого. Преследуемые смутными страхами, мы всё больше увлекаемся соревнованиями за прибыль, власть, славу и секс. Многие психологи считают, что люди, живущие в развитых индустриальных обществах, в результате оторванности от природы приобрели душевное онемение и не в состоянии в полной мере ощущать красоту мира, а также реагировать на его боль. Реклама, влияющая на нас повсеместно, обещает заполнить эту пустоту, и мы тратим время на поиски товаров-заменителей, которые не приносят полного и долгосрочного удовлетворения. Ведь никогда нельзя полностью удовлетвориться тем, чего вы на самом деле не хотите.
Для того чтобы наше внимание не попадало в подобные ловушки, необходим сознательный выбор, основанный на большей осведомлённости об экологической ситуации. Словами экофилософа и буддийского учёного Джоанны Мэйси, само отрицание происходящего – это величайшая опасность, с которой мы сталкиваемся. Как ни печально, но нашу коллективную склонность к отрицанию во многом усиливают и эксплуатируют экономические и политические силы, чьи отлично финансируемые кампании, рекламные и по связям с общественностью, намеренно вносят путаницу в вопрос об изменении климата.