Божьи дворяне - стр. 66
Людовик IX Французский оставался в Святой Земле еще 4 года и отплыл за море только 24 апреля 1254 г., после восстановления немногих оставшихся в руках христиан крепостей и расторжения договора, заключенного за спиной у короля между тамплиерами и султаном Дамаска.
В общем и целом, Крестовый поход Людовика IX Святого не пошел на пользу Святой Земле. Он нисколько не облегчил положения христианского Востока. Напротив, вследствие тяжелых потерь крестоносцев в Египте, Земля Воплощения лишилась большого числа опытных бойцов.
Однако неудача этого Крестового похода имела и еще одно, еще более далеко идущее последствие – появившиеся у его участников сомнения в успехе крестоносной миссии, в миссии Божьих воинов. Еще в ходе предыдущих, также завершившихся неудачей, крестоносных предприятий у их участников невольно возникал вопрос, действительно ли Крестовые походы совершаются по Божьей воле, или же Бог, наоборот, не хочет допустить победы крестоносцев над сарацинами. Поначалу паломники успокаивали себя объяснением, что поражения воинов Креста – кара, ниспосланная Богом крестоносцам за грехи. И действительно, среди участников Крестовых походов были далеко не только «ангелы во плоти», но и множество людей, пытавшихся, в соответствии с папскими обещаниями, путем участия в освобождении и обороне Святой Земли как раз добиться отпущения грехов. Однако король Людовик IX был образцом добродетели и вел безупречный образ жизни. Еще при жизни его окружал ореол святости – и, тем не менее, Бог даже ему не даровал победу над неверными! Даже соратники короля Людовика по Египетскому походу после завершившейся неудачей «латинян» битвы при Мансуре, придя в отчаяние, восклицали: «Неужели же Бог, которому и под чьим предводительством мы так долго несли рыцарское служение, отступился от нас… ?».
13. Татаро-монголы в Святой Земле
К середине XIII в. в историю Леванта вошла новая сила – монголы, с которыми отныне пришлось иметь дело как мусульманскому миру, так и государствам крестоносцев. Предвестником их появления стало упомянутое выше вторжение в Святую Землю хорезмийцев, отступавших из Центральной Азии на запад под натиском монгольских полчищ, разгромивших государство Хорезмшаха Мухаммеда – сильнейшего из тогдашних мусульманских владык Востока (число его подданных превышало 20000000). Любопытная деталь: незадолго перед этим багдадский халиф, считавшийся духовным владыкой всех мусульман (наподобие папы римского, считавшегося духовным главой всех римо-католиков), но враждовавший с Хорезмшахом Мухаммедом, не погнушался направить послов к найманскому хану Кутлуку – христианину несторианского толка, покорившему племя кара-китаев (о которых у нас еще пойдет речь подробнее) и ставшему ненадолго их правителем-«гурханом», – пытаясь натравить его на Хорезмшаха (прямо скажем, не очень красивый поступок для «повелителя правоверных»).