Размер шрифта
-
+

Богословские работы И. Сикорского - стр. 19

При объяснении и иллюстрации моих представлений о Царстве Небесном я использовал известные факты о структуре материальной Вселенной. Этот метод представляется обоснованным. Достижения и идеи людей, как и вся история человечества, отражают наравне с Божественным замыслом бурную, хаотическую волю человека точно так же, как темное, порочное влияние. В противоположность этому, Солнце, звезды и все основные законы, управляющие работой материальной Вселенной, воспринимаются религиозным человеком как отражение замысла и воли Господней и ничьей более. И, поскольку никакого заключения, кроме этого, не может быть по здравом размышлении достигнуто, вполне логичным было бы предположение о том, что идеи Создателя будут отражены в Его процессе творения точно так же, как идеи художника или архитектора отражаются в их творениях.

Определенные фундаментальные свойства материальной Вселенной могут быть рассмотрены как аналогия решения вопроса предназначения человечества по окончании исторического процесса. Вопрос может быть сформулирован в следующем виде: можно ли принять тезис о том, что по определению суда Божьего часть человечества будет наслаждаться вечным благословением и блаженством, в то время как другая часть будет предана бесконечной агонии такой же силы? Или же можно принять, что всемерная мудрость, доброта и любовь Господа отразится в том факте, что количество и глубина счастья Его созданий безмерно превысит общее количество печали и агонии, связанной с процессом творения, в частности с последствиями свободной воли людей, которая может рассматриваться как часть Божественного провидения наряду с электричеством и магнетизмом?

Абстрактная математика не видит разницы между положительным и отрицательным. Любое число, включая бесконечность, может быть рассматриваемо с положительным или отрицательным знаком. В своем воображении человек должен чувствовать себя в середине, скажем, положительной бесконечности любой математической природы, простирающейся бесконечно в одном направлении, в то время как отрицательная бесконечность простирается бесконечно в противоположном направлении.

Однако при рассмотрении материальной Вселенной применение термина «бесконечный» оказывается неуместным. Насколько мы знаем, пространство, количество материи и энергии, света и т. д. являются конечными. Однако количества эти достигают таких пропорций, что с практической точки зрения могут считаться бесконечными.

Анализируя главные из основных характеристик материальной Вселенной, мы можем прийти к интересному заключению. Представим себе свет в качестве аналогии жизни, добра, счастья и противоположную ему тьму, олицетворяющую зло, агонию и смерть. Очевидно, что возможный размах и интенсивность каждой из них абсолютно различны. Человек может создать свет определенной интенсивности. Свет, излучаемый Солнцем, бесконечно более ярок, чем это может быть доступно человеку. Существуют звезды в десятки тысяч раз более яркие, чем Солнце. Во Вселенной имеется свет бесконечно более яркий, чем это доступно человеку. Выражение «безмерно или бесконечно яркий свет» имеет вполне практическое значение. По отношению же к тьме картина получается совершенно иной. Выражение «безмерная или бесконечная тьма» не имеет значения. Полная темнота – это все, чем она могла бы быть. Если человек спускается в шахту или туннель всего лишь на несколько метров, он находит почти абсолютную темноту, как если бы он погрузился в самую глубину «внешней тьмы». Таким образом, в противоположность математическому случаю, человек находится совсем не в середине, но на самом дне. Он может видеть и чувствовать условия, которые с практической точки зрения напоминают тьму настолько полную, насколько она может быть. Это в пределах его досягаемости. Но свет может быть несравнимо и безмерно большим, чем то, что человек способен воспроизвести или наблюдать или даже вынести.

Страница 19